"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (583) от 11.08.2011

Угол Зрения

Мой ответ С. Кагияну

Александр НИКИТИН, председатель Саратовского правозащитного центра «Солидарность»

Ознакомившись со статьей С. Кагияна «Государственный национализм властной вертикали» («Богатей», № 16 (574) от 05.05.2011 г.) и заметкой Г. Ахтырко «Нацменьшинств у нас больше» («Богатей», №21 (579) от 9.06.2011 г.), я прежде всего хотел бы отметить, что в правовом отношении национальный вопрос в России решен полностью.

Наша российская Конституция принята от имени многонационального народа Российской Федерации. В Конституции, да и в других законодательных актах, отсутствует упоминание о каком-либо особом праве на природные ресурсы, социально-экономическую деятельность и представительство во власти какой-либо нации или какого-либо народа. Более того, Конституцией установлено, что: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Конституцией защищены и права каждого представителя любой национальности: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

Согласно все той же Конституции, наш многонациональный народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Эти положения С. Кагияном в статье не оспариваются и даже не упоминаются. Так чего это вдруг С. Кагиян заговорил о каком-то государственном национализме во властной вертикали? В каких законах этот государственный национализм закреплен? Если такого закрепления нет, а по мнению С. Кагияна, явление национализма во властной вертикале есть, то давать название этому явлению как государственное некорректно.

Как демократ и правозащитник, я убежден, что кадровое наполнение вертикали власти и органов местного самоуправления в принципе никогда не должно учитывать национальность кандидатов. Назначение на должность должно происходить путем открытой политической конкуренции исключительно на основе профессиональной подготовленности и компетентности. И только в местностях с сильными феодально-родовыми традициями и среди малокультурных народов в целях умирения ситуации возможен иной подход, причем, только как временная мера.

Так в чем проблема? Партия правящей бюрократии «Единая Россия» включает в себя «успешных», связанных и не особо связанных нормами морали людей всех национальностей. Именно эта партия формирует кадровую вертикаль власти. Может быть, С. Кагиян считает, что эта партия в лице своего регионального и центрального руководства заражена великодержавным шовинизмом, сдерживает, давит и угнетает малые народы, не дает талантливым и перспективным представителям этих народов продвигаться по служебной лестнице в органах государственной властной вертикали? Тогда следовало эту точку зрения развить и доказать. Привести примеры, когда у нас в Саратовской области или на федеральном уровне при рассмотрении кадрового вопроса русские, еврейские или иные националисты, которые имеют право решать кадровые вопросы, умышленно задвигали более умных и компетентных представителей других наций и народов, а поддерживали более ограниченного и некомпетентного, но своего по национальности кандидата.

Понятно, что ни одного примера национального протекционизма С. Кагиян привести не в состоянии. Очевидно, что наша вороватая и коррумпированная бюрократия при отборе кадров национальный момент во внимание не принимает. Покупка и продажа должностей, подбор кадров по признаку личной преданности никакого национального подавления содержать не может.

Так о чем статья С. Кагияна? Неужели это лукавое предложение рассматривать всю территорию Российской Федерации как территорию с сильными феодально- национально-родовыми традициями, в условиях которых подбор кадров исключительно по принципам компетентности недопустим? Смысл статьи, на мой взгляд, сводиться к предложению установить феодально-средневековую квоту для гарантированного представительства всех народов на всех уровнях властной вертикали. Кстати, это было в СССР, в Верховном Совете была палата Совет Национальностей, где заседали представители всех наций и народов. Спасло это СССР от развала? С. Кагияну было бы неплохо на досуге поразмышлять на эту тему.

К сожалению, Г. Ахтырко отвечает С. Кагияну не с позиций демократического развития общества, не с позиций политической конкуренции, а все с той же порочной кагияновской позиции якобы наводнения властной вертикали выходцами малых народов и иных «инородцев». Поэтому мой ответ С. Кагияну относится и к нему.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11082011002945&oldnumber=583