"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (583) от 11.08.2011

Жанры

Стеклянная живопись

11.08.2011

Светлана ТЕНЕТКО

Пожалуй, так можно охарактеризовать большинство работ саратовчанок Ирины Фадеевой и Ксении Гольцовой, работающих в технике фьюзинг.

О фьюзинге – новом для саратовского хэнд-мэйда направлении – мы уже упоминали в материале, посвященном одной из выставок «Рыжей вороны» (см. «Богатей» № 19 (577) от 26 мая 2011 г.). Фьюзинг, хотя по звучанию и напоминает легкое птичье щебетание, но с миром пернатых не связан никоим образом, а берет начало от английского глагола to fuse («спекание, плавка»). Фьюзинг – техника спекания стекла в печи при температуре от 800 °C, когда стекло становится однородным и как бы вплавляется друг в друга. Технология фьюзинга относительно новая и берет свое начало в 1990 году, сменив классическую технологию изготовления витражей при помощи крепления металлом. Первый фьюзинговый витраж был сделан в Германии, где и получил наибольшее распространение. Фьюзинг продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказаться от металлической пластины-основы.

Основой служит стеклянный лист, он является своеобразным «живописным холстом», на котором мастер «пишет» при помощи высокотемпературной печи и кусочков специального стекла для фьюзинга свое произведение. Термическая обработка стекла в печи (а процесс спекания длится от 15 до 18 часов, в зависимости от нюансов технологического процесса) позволяет создать художественное стекло с оригинальной фактурой и очень широкой цветовой гаммой. Изображение можно сделать объемным и выпуклым или оставить отдельные участки его плоскими, а контуры рисунка воздушны и прозрачны, как у акварели. Преимущества фьюзинга проявляются при создании абстрактного или «акварельного» рисунка. Стеклянная основа позволяет получить иллюзию перспективы, объем и глубину, чистоту и яркость красок, ажурность графики, а сама работа превращается в настоящую «картину из стекла».

Для саратовского хэнд-мэйда фьюзинг явление новое, но не менее привлекательное, чем уже известные декупаж, валяние из шерсти или пластика и полимерная глина. На саратовском рынке фьюзинг используют, в основном, для изготовления витражей, а вот мелкие изделия, например, тарелки, бижутерию, пока не делает никто. По мнению Ксении Гольцовой, витраж в технике фьюзинг у нас даже менее распространен, чем классический – Тиффани.

Кстати, с декупажа и пластики начинали свой выход в хэнд-мэйд и наши героини – Ирина Фадеева и Ксения Гольцова. Как известно, творческие процессы не терпят стагнации, идея заняться новой техникой, по счастью, нашла поддержку у руководства предприятия – основного места работы наших мастеров. Для того чтобы постичь премудрости фьюзинга, Ирина и Ксения отправились в Екатеринбург. Дальше – больше, захотелось воплощать свои идеи самостоятельно, создавать не «поточные» вещи, а эксклюзивные работы. Творческие муки не давали покоя и, как результат, – создание собственной мастерской и приобретение своей печи – гордости нашего тандема – покупки весьма дорогой, но такой желанной.

В выборе материала – стекла – остановились на американском производителе, имеющем, по словам Ирины, обширную цветовую линейку, но самое главное, что все стекло спекается друг с другом без последующих дефектов. По причине несовместимости КТР (коэффициента термического расширения стекла) одного из цветов с остальными и ограниченности палитры пришлось отказаться от российского производителя. Китайские стекла для фьюзинга, как рассказала Ирина, ведут себя абсолютно непредсказуемо, хотя и стоят на порядок дешевле российских и американских, преподнося весьма неожиданные сюрпризы на «выходе» готового изделия. А поскольку подобный экстрим, например, вместо голубых получить зеленые облака, не слишком радует, то, как говаривал в свою бытность барон Ротшильд: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи», решено было отдать предпочтение американской предсказуемости и надежности.

О процессе создания работ из стекла и о печи Ирина и Ксения могут рассказывать часами, но, как говориться, лучше один раз увидеть… Сказано – сделано: мне показали и даже предложили поучаствовать в создании небольшой вещицы. Поскольку навыков работы со стеклом и стеклорезом у меня нет, боязнь испортить работу (хотя меня уверили, что технология, можно сказать, безотходная – обрезки и брак при «раскрое» тоже идут в дело) все же взяла верх.

Итак, кроим фиолетовый ирис, вернее, кроит Ирина, а я лишь наблюдаю за процессом. Вначале рисуется карандашный набросок на обычном листе бумаги. По размеру изделия вырезается основа, в нашем случае это было прозрачное стекло, затем элементы будущего цветка из цветного стекла. Вся картинка складывается на основе и отправляется часов на восемь в печь. «Стекло, – говорит Ирина, – материал специфический и должно нагреваться неравномерно, его нельзя быстро нагреть и так же быстро охладить. До определенной температуры стекло нагревается с одной скоростью, затем следует пауза и следующий этап нагрева, завершающий этап – отжиг, при котором достигается прочность изделия». Постоянно следить за температурой печи и временем нет необходимости, поскольку процесс полностью программируется, так что никакого открытого огня и полная надежность и пожаробезопасность.

Говоря о безопасности печи, мастера привели примеры, когда, в желании покреативить и поэкспериментировать, пробовали запекать обычные бутылки со стеклом или другими предметами. В результате, открыв печь, обнаруживали в клочья разорванную бутылку. Вот вам и итог несовместимости КТР стекла. Помимо стекла, как основного материала, пробовали запекать в нем и полиэтиленовые пакеты, и листочки деревьев – получаются, по рассказам Ирины и Ксении, очень интересные эффекты.

Можно с уверенностью сказать, что Ирина и Ксения в саратовском фьюзинговом хэнд-мэйде первопроходцы. Им есть что предложить неизбалованной местной публике, относящейся пока еще с большой настороженностью к изделиям из хрупкого материала. Помимо бижутерии, в арсенале у мастеров тарелки, часы, интерьерные вещицы и, наконец, последний «писк» – сувенирные «фигурные» бутылки. И все же творчество берет верх над коммерческой составляющей, судя по тому, что представляет тандем на выставках.

Любой процесс хэнд-мэйда не только трудоемкий, но и финансово затратный, впрочем как и многие творческие ремёсла (к примеру, популярное нынче увлечение фотографией тоже требует немалых инвестиций, не говоря уж об открытии собственной фотостудии), а любовь торговых точек накручивать до пятидесяти процентов от стоимости напрочь отбивает желание у покупателей и создает ощущение того, что такие вещи неимоверно дороги и доступны опять-таки лишь состоятельным людям. Возможно, со временем у мастеров фьюзинга появится свой сайт, и тогда работать с заказчиком можно будет напрямую, минуя посредников, а значит – фьюзинг станет не «диковинной птичкой», а реальным доступным украшением домашнего интерьера.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11082011004140&oldnumber=583