"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (585) от 25.08.2011

Вернисаж

Мгновение длиной в секунду

25.08.2011

Лана СОКОЛОВА

Живи гетевский Фауст в наши дни, остановить мгновение для него не составило бы труда – достаточно нажать кнопку на фотокамере или мобильнике. И все же, несмотря на время, искусство фотографии остается не только живым, но и развивается, приобретая порой весьма причудливые формы.

22 августа в Доме работников искусств открылась выставка нашего земляка, а ныне известного московского фотографа Юрия Барыкина «Музыка… движение… цвет…».

Фотовыставками саратовцев, прямо скажем, не удивишь. В последнее время их проходит довольно много и разного формата – от небольших персональных до проектных конкурсных. И, тем не менее, то, что представлено взору в Доме работников искусств, не вписывается ни в один из ранее виденных форматов. Сразу оговоримся, что свои работы Юрий Барыкин не обрабатывает ни в одном из графических редакторов. Как нам показалось, вопрос об этом вызвал у него небольшое недоумение: «А зачем, – удивился фотограф. – Да я и работать-то в нем (фотошопе — Авт.) не умею», – честно признался он.

«Когда я делал балет, у меня была задача не заморозить балет, не убить его фотографией. Первый эксперимент был с «Баядеркой», где передалось движение и в то же время осталась сущность балета. Позднее так же стал делать и музыку. Но музыку делать потруднее, – считает Барыкин, – потому что глупо музыку передавать на фотографии, лучше уж ее послушать. Все же мы передаем не саму музыку, а впечатление от нее, от ситуации и переводим как бы музыкальное восприятие в цветовое, световое, изобразительное. Если Мусоргский писал «Картинки с выставки», то в нашем случае получается наоборот – мы переводим музыку в картинки».

Поэтому совершенно закономерным было музыкальное сопровождение презентации саратовскими пианистами Василием Игониным и Анастасией Судневой, которые не первый раз работают вместе с фотохудожником.

По мнению Юрия Михайловича, часто обладатели фотоаппаратуры просто бездумно снимают, а надо всегда в голове держать какую-то тему. На сегодняшний день таких тем у фотографа несколько: помимо балета и музыки, в проекте сделать выставку под рабочим названием «Колодцы», которая пришла в ему в Америке, где вроде бы все уже было отснято, но… Порой идеи можно найти прямо под ногами – первыми снимками стали колодцы Нью-Йорка. В копилке «Колодцев» недавно появился и саратовский. Но наружной съемкой колодцев Юрий Михайлович не ограничивается, говорит, что нужно сделать еще кадр из колодца.

Еще один проект, родившийся в Америке, – «Back of America», а уж если совсем просто – спины.

Камера, считает Барыкин, всего лишь инструмент, желательно обладающий определенным хорошим техническим минимумом, а главное все же – как и что снимает фотограф. Юрий Михайлович, говоря о том, что чем хуже камера, тем лучше для его снимков, видимо слегка преувеличил. Хотя о том, что за фотонаворотами он не гонится, можно судить по камере, с которой он работал на презентации – весьма простенькой, с точки зрения профи, зеркалкой «Nikon D3100» (относительно недорогой, возможно, купленной Барыкиным после 2008 года, когда уже было отменено таможенное оформление в РФ цифровых камер). Причем именно этой зеркалкой сделал несколько снимков, остановивших мгновение длиной в секунду.

Думается, только достигнув высокого профессионального уровня, когда фотографу становится тесно в рамках стандартных съемок, появляются на первый взгляд «безумные» идеи создания фотоживописи. Подтверждение тому служат ассоциации, возникшие у присутствующих на выставке: «Да это же Дега», – восклицали одни, останавливаясь у фотографии с балеринами. «Картина в духе импрессионистов», – говорили другие, показывая на сцену из «Дон Кихота». Юрий Михайлович считает, что «фотограф одновременно и автор, и режиссер, и оператор, и композитор своих работ, который в одну должен увидеть, срежиссировать и зафиксировать кадр».

Каждая фотокартина Барыкина – своего рода отдельная история, рассказанная в одном кадре. Одни истории – узнаваемы и хорошо прочитываемы, другие – каждым читаются и воспринимаются по-своему и от того становятся уникальными. «Заслуга артистов, художников и фотографов увидеть в техническом несовершенстве художественной повод и использовать его», – говорит Юрий Барыкин.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25082011001818&oldnumber=585