"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (585) от 25.08.2011

Путешествие

Албания – Тerra inсognita. Путешествие провинциалки

25.08.2011

Светлана ТЕНЕТКО

Мы продолжаем наше путешествие по «стране орлов». К орлам я бы еще добавила пальмы, говорят, завезенные Хрущевым еще в «дружеские» времена. Говоря о некоей схожести в истории наших стран, хотелось бы напомнить еще и о том, что после времен «культа личности» Албания, благополучно миновав время «застоя», сразу впрыгнула в «перестройку» с «кидаловом» от местных «мавроди» и массовой эмиграцией – в основном, в Италию – «на заработки» и за «лучшей жизнью».

(Продолжение. Начало в № 26 (584) от 18 августа 2011 года)

Первое, что видит путешественник, прибывший в эту страну по воздуху, конечно, тиранский аэропорт имени Матери Терезы (для тех, кто не в курсе, тоже албанки) – здание из стекла и бетона. Бетон, как оказалось, здесь самый популярный материал в строительстве. Если сравнить фото аэропорта (еще частично закрытого строительным забором) Артемия Лебедева двухгодичной давности с тем, что предстает взору сегодня, то разница впечатляет.

Ночной аэропорт выглядит весьма привлекательно, хотя своих авиалиний у страны нет, но, видимо, этот факт не слишком ее напрягает. Стоянка частных автомобилей у здания аэропорта запрещена, и за этим довольно строго следят парочка молодцов в униформе. Правда, на таксистов этот запрет не распространяется (почти как у нас), но вереницы таксомоторов тоже не наблюдается.

Если сравнить Тирану с ночной Москвой с высоты «птичьего полета», то, несомненно, первая проиграет в богатстве иллюминации. И, тем не менее, ночная дорога до прибрежного города Дуррес не производит удручающего впечатления, особенно качеством дорожного покрытия.

Нет проблем...

Это была одна из первых фраз, которую я услышала от Альдора, ставшего на время путешествия по этой стране практически «нашим всем» – рассказчиком, переводчиком, водителем, «палочкой-выручалочкой» даже в бытовых мелочах. На мой взгляд, эта фраза некоторым образом отражает отношение албанцев к жизни. Конечно, проблемы есть у всех, но вот «зацикленности» на них или постоянного «пережевывания», честно говоря, не чувствуется.

Можно сказать, знакомство с Альдором (выпускником Тульского юридического института) значительно облегчило перемещение по стране и дало возможность абсолютно не напрягаться с языком. Хотя, должна сказать, что «могучий международный» английский в Албании не помощник, вас быстрее поймут на итальянском, видимо, сказывается близость страны и несколько волн эмиграции.

Страна строится довольно быстро, правда, без особого плана. Каждый свободный клочок земли в прибрежной зоне – лакомый кусочек для застройщика. В центральных частях городов нередки точечные застройки. Но вот на что невольно обращаешь внимание: несмотря на типовые проекты, редко где встретишь несколько однообразных домов, разве что это будет большой жилой комплекс.

Пару лет назад квартирку можно было прикупить за 300 евро за квадрат, но поскольку спрос на дешевое жилье привлек внимание иностранцев, то цена подскочила от 500 до 1000 евро.

Хотя строек и много, но фанатичных строителей не налюдалось, может, в летний период у строителей были отпуска или строят они в ночное время? А вот плюшевые мишки, развешенные на стройках, привлекли мое внимание. Оказывается, так строители оберегают объекты от сглаза. Мишек, правда, жалко становится, уж очень несчастный вид у них на этих бетонных стенах.

Раз уж зашел разговор о жилье, то расскажу об одной «водной истории», с которой пришлось столкнуться. Райончик, в котором я жила, можно назвать новостройкой – еще идет процесс окультуривания дорожек между домами, освещения и озеленения территории. Так вот, вода подается только холодная, горячее водоснабжение, как и отопление (батарей я, по крайней мере, не нашла) не предусмотрено, судя по всему, в принципе, для этого существуют водонагреватели (кстати, в стране в квартирах почти не пользуются газом – плиты электрические). На лестничную площадку (при желании на ней можно устроить небольшой танцпол) выводятся на «щит» к основной трубе водопроводные трубы из квартир. Неплательщикам попросту «отрубают» воду, опечатывая вентили конкретных квартир. Подобной решение проблемы неплатежей однажды предлагал в «Богатее» один из наших читателей. Летом в Албании довольно жарко и сухо. Но пока мало кто может позволить себе, например, купить кондиционер мицубиси хеви или какой-нибудь другой.

Дабы оградить себя от проблем с перебоями как таковых, на крышах почти всех домов установлены резервуары, ко всему прочему, существует услуга платной «доставки» воды, которой часто пользуются хозяева гостиниц: ежедневно приезжает машина и в резервуары закачивается вода – полная независимость от местного водопровода обеспечена.

Ах, дороги…

Фраза о двух бедах России применима к Саратову как нельзя лучше. Много раз слышала от водителей и не раз убеждалась на себе в том, что дороги в нашей области – это что-то с чем-то. В «бедной» стране Албании, как ни парадоксально, о плохих дорогах говорить вообще не приходится. Небольшие отрезки, на которых пока еще ведутся работы, встреченные за десять дней путешествия, по сравнению с общей картиной – капля в море.

По словам Альдора, проблема дорог решается следующим образом: за городские дороги отвечает город, который самостоятельно может брать банковские кредиты на их строительство. Соответственно, все, что не входит в городские владения, – территория правительства.

В центральной части городов еще остались старые двухполоски, но больших пробок замечено не было даже в выходные. В новые районы идут четырехполоски, а межгородские трассы могут быть шестиполосными, хотя эстетическое оформление дорог пока еще отстает от европейских.

С нашими водителями албанских роднит, наверное, и то, что они не слишком жалуют женщин за рулем, помните поговорку про «обезьяну с гранатой». По-джентельменски, конечно, могут пропустить авто-леди, но не сразу, мол, место женщины не за рулем, а рядом с водителем. Лично мне такая постановка вопроса даже очень нравится, наверное, потому что водить я не умею.

Часто в материалах, касающихся Албании, встречала, фразу, что «Албания – мол, страна подержанных «мерседесов». Действительно, до сих пор «Мерседес» одна из самых популярных и, наверное, желанных машин для албанских автомобилистов. «Мерседес» – своего рода символ престижа и финансовой состоятельности владельца. Вот только с подержанными машинками, судя по всему, уже давно покончено. По словам Альдора, албанец купит или хорошую машину, или не будет покупать вообще. Старенькие «мерцы» иногда еще можно встретить в маленьких деревеньках, используются они, на мой взгляд, как ослики в подсобном хозяйстве.

Если говорить об албанском автопарке, то в основном это машины европейских производителей: «Мерседес», «БМВ», «Рено», «Пежо» и др., по крайней мере, азиатских машин, как, например, «Тойота» замечено не было, не говоря уже о наших «ВАЗах».

Несмотря на гладкие, как зеркало, дороги, водители не гоняют по ним с большой скоростью. Даже по почти пустой трассе мы ехали 80–100 км, а уж в городе не больше 60-ти. В принципе, по городским улицам не очень-то и погоняешь, поскольку правила вождения, на мой взгляд, можно охарактеризовать так: немножко по правилам и «как бог на душу положит», хотя специально никто не подрезает; но без знания местного менталитета вождения садиться за руль все же, мне кажется, не стоит. Дорожных знаков, как и светофоров, которые работают, когда им захочется, – по минимуму, а вот дорожная полиция встречается гораздо чаще, чем обычная.

Постояв на «зебре» в тщетном ожидании зеленого света, решилась все же воспоьзоваться местным способом перехода улицы – показала рукой водителю, что собираюсь перейти дорогу – ура, переход «по-албански» сработал. Скорость движения невелика – притормозить за пару метров от пешехода для водителей, по-моему, не проблема, машинки спокойно тебя пропускают.

Продолжая дорожную тему, остановлюсь на общественном транспорте. Пожалуй, единственный транспорт, наиболее часто используемый – автобусы и маршрутки. Железнодорожный вокзал представляет странное зрелище, а вагоны поездов напоминают только что вышедшие из-под бомбежки. Да и железных дорог по стране не так уж много.

По городу бегают маршрутки «мерцы» («Мерседесы») разной степени изношенности. Попасть в расписание для меня было довольно сложно, приходилось «ловить» ближайшую в свою сторону. По саратовским меркам, маршрутки и автобусы едут медленно, а автобусы – просто еле «тянуться», видимо, водители приучены соблюдать скоростной режим.

(Окончание следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25082011002035&oldnumber=585