"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (586) от 01.09.2011

Робинзонада Миллеровской дороги

01.09.2011

Юрий ЧЕРНЫШОВ

«Надоело говорить, и спорить,

И любить усталые глаза…

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина поднимает паруса…»

П. Коган, Г. Лепский, 1937 г.

«Поднять паруса» – хороший рецепт не только для тех, у кого море под боком. И – бригантина у причала, и маячит добыча « в дальнем синем». Но если жизнь описывается одной первой строкой эпиграфа, то за море сойдет степь,

за бригантину – велосипед, а добычей будет все, что приключится в пути.

Ну, это присказка, романтический флер.

Основная причина «поднять паруса» заключалась в незаконченности одной моей публикации, посвященной столетию события – началу строительства железной дороги Саратов – Миллерово. Статья называлась «Незамеченный юбилей» («Богатей», № 16, 15.05.2011 г.) и заканчивалась фразой: «Так завершил существование один из интереснейших проектов, который мог стать существенным звеном поистине гигантских планов разных лет – от Саратов–Индийской дороги 1874 года Барановского до проекта замены Волго-Дона. Но об этих неосуществленных замыслах еще долго будут напоминать и Саратовский железнодорожный мост, и бетонные монолиты в степи – памятники людского упорства и разочарований».

В исследовании истории этой дороги явно недоставало фрагмента обследования участка трассы на территории нынешней Саратовской области – от станции Паницкой Саратовской области почти до села Новинки Волгоградской области. Желание поставить точку в этой истории и родило замысел совершить велоэкспедицию по предполагаемой трассе этого участка. Из других видов транспорта для перемещения по степи могла подойти разве что лошадь. А коль скоро трасса обследования заканчивалась селом Новинкой, то нельзя обойтись без намерения посетить лагерь «Космопоиск–8» в знаменитой аномальной зоне Медведицкая гряда, расположенный в шести километрах от села, и не провести там очередного обследования. Так сформировалось две части плана экспедиции: обследование трассы дороги и обследование аномалий.

Собирались компанией. Но, как обычно, перед отъездом в чьей-то квартире сломался унитаз, у чьей-то тещи – зуб. Затем препятствовала аномальная жара. Потом дожди. Снова – жара. Наконец, в погодных катаклизмах образовалась пауза, и экспедиция могла состояться. Но…одиночная.

Дождь в дорогу – к удаче

Итак, «Заправлены в планшеты Гугловские карты…». На них просматривается нечто вроде то ли насыпи, то ли полевой дороги, в которую превратилась трасса строящейся здесь 85-лет назад железной дороги Саратов – Миллерово. Предстоит доехать сначала на электричке до начального пункта строительства – станции Паницкой, затем – по степи на велосипеде до села Новинка, и еще 6 км до лагеря «Космопоиск–8». Вся трасса расположена на территории бывшей Немцев Поволжья Автономной ССР (НП АССР). Село при станции во время строительства называлось «Роте фане» (Красное знамя). Село Новинка – это бывший Нейденгоф (Новый Высоколобый). Следы строительства и дорожные сооружения на Саратовском участке трассы ранее не обследовались. Да и сами места – будто засекреченный объект. Две записи о начальной точке маршрута в Интернете скорее о чем-то умалчивают, чем рассказывают:

«6 месяцев назад.

Victor 8

Свиносовхоз № 595 «Роте Фане»** (Бергдорф) – Бальцерский к-н АССР Немцев Поволжья до 1941 г кто знает больше viktor.1@hotmail.ru

7 дней назад 

bu4ilex

Здесь находится «строгая зона» № 7».

Можно еще познакомиться на форуме посетителей «строгой зоны» обменом впечатлениями об этой зоне. Как знак и сигнал: зона, забвение, дорога в никуда, абсурдистика – это наша история.

Программа намечена такая: во-первых, обследовать степную трассу до села Новинка Волгоградской области и через нее выехать к лагерю «Космопоиск–8» на Медведицкой гряде. Там исполнить вторую часть программы: откопать корни хоть одного дерева, будто взорванного подземным взрывом прошлой осенью. Само дерево оторвалось от земли, взмыло вверх и легло на землю, оставив кратер или воронку в песке без каких-либо следов ожогов коры и листьев. Версия – разряд подземной молнии ударил только в корневую систему, словно она второй полюс электрического потенциала – так, как в ветви бьет атмосферная молния. Если это так, то корни должны носить следы ожогов. Если они не обнаружатся, то явление станет еще загадочнее.

Хочется отыскать в степи и овраг, где могут оказаться конкреции – «шары динозавра», и произвести замер подвижек на одном из «растущих холмов». И то, и другое – косвенные признаки таких разрядов. А если, как в прошлом году, повезет, сфотографировать саму шаровую молнию или плазмоид. Это – планы на четыре дня по максимуму, плюс день – на обратную дорогу.

В ночь перед отъездом к Саратову прорвался циклон. Всю ночь за окном лил дождь, сверкали молнии и грохотал гром, обещая веселое путешествие.

Считается, что «дождь в дорогу – к удаче». Начавшись в Саратове, он и в Паницкой продолжал моросить. Еще при подготовке по Гугловской карте была намечена трасса и, скорее, наугад, чем обоснованно, обозначена начальная точка – на мысленном прямом продолжении теперешней железной дороги, в том месте, где она начинает поворот влево.

Сам же я тогда в таком намерении и усомнился: получалось, что трасса должна была пройти среди села, что расположено по другую от станции сторону железной дороги. Но теперь для сомнений места не осталось, да и выбора не было. Шоссе от станции вело к переезду, а после переезда – снова в сторону станции и только затем круто поворачивало влево, – там где на карте была первая отметка, – и затем уходило от линии железной дороги к селу. И вдруг на этом повороте – начальной, – согласно отметке – точке обследования, бросилось в глаза то, что и ожидать нельзя было: с одной стороны к дороге, упираясь в нее на повороте – подступали концы, будто оборванные, рельсов, идущих от станции в направлении села. По другую сторону вдаль уходила… насыпь, сильно заросшая и с остатками полусгнивших шпал.

Сомнений не возникло: здесь начиналась дорога, по которой должны были осуществляться транспортные пассажирские перевозки из Саратова в Миллерово. И, возможно, здесь находился единственный участок, где уже были уложены рельсы. Это была большая удача, и дождь, будто подтверждая правило, перешел от моросящего к льющемуся. Вновь ситуация оказывалась безвариантной: идти «по шпалам, опять по шпалам…». А велосипед превратился в грузовую тележку со снаряжением для автономной жизни на несколько дней, которую пришлось тащить под дождем по шпалам «за рога», продираясь, к тому же, через заросли травы и кустов, растущих между шпал. Но, через сотню с небольшим метров, усилия были вознаграждены: перед глазами открылось великолепное (если это слово применимо к «эстетике распада») мостовое сооружение. Второй, так сказать, артефакт. Металлическая ферма, перекинутая через речушку Карамыш, опиралась на фундаментальные, из бетонных блоков опоры, деревянные перила почти сгнили и кое-где жалкими, но живописными жердями свисали над речушкой. Сохранились, также полусгнившие специальные «карманы» на мосту – для пропуска поездов, если человек в момент прохода окажется на мосту. Кроны деревьев, растущих снизу, кое-где накрывали мост. Сквозь настил пробивались молодые побеги. Поверху шел деревянный настил; похоже, позднее наслоение – для использования моста в качестве пешеходного. Машины же проезжали Карамыш внизу, по специально сделанному переезду, где речушка была упрятана в трубы большого диаметра. Об этом переезде как об опасном участке, сообщал дорожный знак.

Насыпь после моста продолжалась в сторону села, и по мере приближения к селу шпал на ней становилось все меньше и меньше, пока у самого села они не исчезли вместе с самой насыпью, обозначив направление – сквозь село! Здесь, справа, в стороне, бросилось в глаза большое двухэтажное здание. Неуловимо типовое, с большим огороженным двором, оно наводило на мысль о школе.

Дождь в этот момент разохотился не на шутку, будто подталкивая к тому, чтобы заглянуть в эту школу, хотя время было каникулярное, и там, скорее всего, шел ремонт. И вновь удача не отказала в благосклонности. В школе оказалась учительница истории Галина Викторовна Смолова. Тут-то, подумал я, возможно, и удастся пополнить сведения об истории строительства Миллеровской дороги. Оказалось – как бы не так!

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1092011001045&oldnumber=586