"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (592) от 13.10.2011

Пресс-Клуб

Социальная реклама: да или нет?

Татьяна РАЙС

7 октября Управление ФСКН России по Саратовской области пригласило представителей саратовских СМИ принять участие в семинаре и обсудить вопрос противодействия распространению наркотиков, а также организации антинаркотической компании в СМИ. В разговоре приняли участие заместитель министра информации и печати Сергей Калюжнов, заместитель руководителя управления Роскомнадзора по Саратовской области Сергей Илясов и заместитель начальника управления ФСКН России по Саратовской области Алексей Синотов.

По данным, предоставленным ФСКН, с начала 2011 года саратовским Управлением выявлено около 14 тысяч преступлений, связанных с употреблением и распространением наркотиков. Причем, более 80 % этих преступлений относят к категориям тяжких и особо тяжких. Возбуждено более 1200 уголовных дел. За незаконный оборот наркотиков задержано более 700 человек. Органами наркоконтроля в Саратовской области в текущем году из незаконного оборота уже изъято более 300 кг наркотических средств, а также психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе около 11 кг героина, 14 кг маковой соломки, 18 кг гашишного масла и 250 кг марихуаны.

По мнению работников наркоконтроля, которое высказал в своем выступлении Алексей Синотов, уже сейчас одной из главных задач перед ФСКН стоит необходимость реализации широкой антинаркотической кампании, освещение профилактических мероприятий в газетах, на телевидении и радио. Журналисты же, хотя точнее, наверное, будет сказать издатели и управленцы саратовских СМИ, не слишком-то жалуют социальную рекламу.

Оно и верно, дохода от нее никакого, одна только социальная ответственность, рекламные площади, потраченные вхолостую для бизнеса, и не заработанный профит. Свое отношение к теме социальной рекламы и антинаркотической пропаганды «задарма» саратовские СМИ выразили не словом, а делом. На состоявшийся семинар, к сожалению, пришло печально мало представителей медиа-сообщества – только пятая часть от общего количества приглашенных, причем в списке приглашенных были не только СМИ, но и представители различных заинтересованных ведомств: Роскомнадзора, таможни, министерства печати. Они-то как раз явились – все, как один. Так что, разговор представителей наркоконтроля и муниципальной власти с журналистами почти сразу не заладился.

Чтобы дать время «опоздавшим» журналистам добраться до мероприятия и «заполнить рекламную паузу», семинар начали с просмотра документального фильма «Полуфабрикаты смерти», рассказывающего о появлении на свете нового наркотика – дезоморфина.

Впервые дезоморфин появился около семи лет назад и очень быстро стал завоевывать свою нишу на рынке. Основой его успешности в среде наркоманов стало то, что дезоморфин делают на основе кодеинсодержащих препаратов, которые продаются в любой аптеке без рецепта. Технология изготовления не сложна, а времени на то, чтобы сделать очередную «дозу», уходит около 40 минут. Кайф короток, а последствия ужасны. Кадры дезоморфиновых пациентов наркологических клиник, показанные в фильме, – приводят сначала в замешательство, потом наводят оторопь и только затем появляется ужас. Человек, кажется, просто не способен сделать со своим телом такое… Уже после второго-третьего укола дезоморфином кожа человека в зоне уколов становится чешуйчатой, чуть позже появляются ужасные гнойные язвы, человек просто гниет заживо.

Фильм оставил после себя тяжелейшее впечатление. А вот «опоздавших» не появилось.

Выразивший пожелание поработать в «не протокольном формате» Алексей Синотов с переменной успешностью пытался завести живую дискуссию с залом, чтобы хоть как-то разбавить довольно формалистские выступления докладчиков.

Ведущий специалист группы информации и общественных связей управлении ФСКН по Саратовской области Валерий Кузьмин в своем выступлении рассказал о проводимых управлением мерах по организации профилактических мероприятий. Также он выразил озабоченность нежеланием СМИ размещать социальную рекламу, предоставляемую ведомством, и призвал журналистов к выполнению норм закона о социальной рекламе, а также к активному сотрудничеству с новым ведомством. Вопросами профилактики в группе общественных связей занимается 7 человек, и Валерий Кузьмин уверяет, что все участники группы готовы к сотрудничеству.

Многие проблемы поднял в своем выступлении Сергей Калюжнов. Две самые глобальные из них – отсутствие координированности действий властей и нехватка медийного пространства. По его мнению, только кажется, что возможности СМИ безграничны. В качестве примера он привел статистические данные воздействия на общество предвыборных компаний – это всего около 15 %. КПД не такое уж и большое, как кажется непрофессиональному взгляду. Впрочем, в этом вопросе с ним можно и не согласиться, ведь в переводе на количество людей, которые составляют эти пресловутые 15 %, цифра может получиться довольно значительная. Ведь каждая жизнь имеет ценность. По крайней мере, очень хочется в это еще верить.

Большие проблемы есть. Самым малоосвоенным сектором в вопросах противонаркотической пропаганды, как ни странно, являются маленькие дети и подростки. В хранилищах ФСКН за годы работы накопилось огромное количество фото и видео документов, но некому сделать из этого полноценный учебный фильм, доступно рассказывающий о вреде наркотиков детям. По словам Алексея Синотова, сейчас приходится пользоваться материалами, которые были созданы еще в советский и начальный постсоветский период. Или материалами из других регионов, которые, по мнению специалистов, не слишком подходят для нашей области. Представители ФСКН готовы предоставить имеющийся у них архив – нашелся бы желающий сделать полезное дело.

Дискуссия на тему взаимодействия СМИ и ФСКН как таковая опосредованно, но все же состоялась – за журналистов ответила председатель Саратовского регионального представительства Союза журналистов Лидия Николаевна Златогорская. В своем выступлении она отметила, что журналисты тоже люди и им тоже нужно что-то кушать. К тому же, в последнее время утеряна традиция организации журналистских конкурсов на такие социально значимые темы, как профилактика наркомании и здоровый образ жизни. На это просто нет денег. А профессиональный престиж – это довольно серьезный инструмент. Для решения этого вопроса Лидия Николаевна предложила заняться поиском инвесторов, благотворительных и общественных организаций, крупных корпораций, в конце концов, которые готовы тратить деньги на собственную рекламу в рамках социальных мероприятий, могущих стать поводами для новых статей.

Остается надеяться, что социальная ответственность все же возобладает над стяжательским духом и кампания по профилактике употребления наркотиков в области будет поддержана саратовскими и областными медиа и даст соответствующую позитивную динамику.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13102011000321&oldnumber=592