"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (592) от 13.10.2011

Нонсенс

Саратов как концепт

13.10.2011

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Возвращение экс-губернатора Дмитрия Аяцкова из столичных коридоров власти на саратовскую землю и занятие им поста ректора ПАГС (хочется применять эту аббревиатуру, хотя теперь это – подразделение общероссийской Академии государственной службы), – привнесло ожидаемое оживление в общественную жизнь Саратова.

Одной из первых его инициатив, замеченной общественностью, было публично им выраженное желание организовать нечто вроде туристического маршрута по Столыпинско-Лермонтовским местам. Желание было не только замечено, но нашлись и охотники – из общественников – поддержать эту инициативу и оказать содействие в ее реализации. Затем последовали Столыпинские чтения, на которых была проведена самостоятельная секция ПАГС, посвященная экономической проблематике деятельности реформатора под эгидой именно Дмитрия Аяцкова.

И вот – новая инициатива: круглый стол, проведенный 4 октября. Название обсуждаемой темы звучало не слишком изящно: «От областного центра к мегаполису». Но, по сути, круглый стол был посвящен инициативе Дмитрия Федоровича, предложившего обсудить перспективу изменения границ города Саратова, а попутно и административное устройство самого Саратова и области.

Круглый стол состоялся в пресс-центре представительства газеты «Коммерсантъ» в Саратове, присутствовало участников чуть больше 10 и весьма значительное число журналистов. В обсуждении приняли участие ректор СГТУ Игорь Плеве и доцент кафедры «Архитектура» СГТУ, канд. архитектуры Лариса Тарасова, проректор ПАГС Олег Фомин, депутаты Саратовской областной думы Михаил Исаев и Павел Большеданов, депутат городской думы Виктор Марков, президент Торгово-промышленной палаты области Максим Фатеев и гендиректор ООО «Девон-Альянс» Анатолий Мамедов.

Про и контра

Идею расширения границ Саратова и связанную с этим, но в то же время и самостоятельную идею трансформации границ районов Саратов, а также аргументы, которыми обосновывалась необходимость взглянуть в отдаленную перспективу развития города Саратова, изложил главный докладчик – Дмитрий Аяцков. Необходимость этих изменений, по его мнению, давно назрела и периодически эти вопросы поднимаются и будоражат общественность. То возникают слухи об объединении Саратова и Энгельса, то о присоединении Саратовского района к Саратову, то обсуждение проблемы сооружения кольцевой дороги вокруг Саратов-Энгельсской агломерации с сооружением третьего автодорожного моста в районе Увека и освоения пространства внутри такого гигантского кольца.

По мысли докладчика, территория Саратова должна вобрать в себя земли от Сторожевки, Курдюма и Сабуровки на севере, где запланирован новый аэропорт, до Красного Октября и Березиной речки на юге. В целом территория города должна при таком изменении границ увеличиться в пять раз. Из предпосылок, диктующих такую необходимость, докладчик привел загруженность городских магистралей и, особенно, центра города автотранспортом, потребность превращения в жилые территории дачных участков за счет их благоустройства и повышения комфортности проживания в них, необходимость выноса промышленных предприятий за пределы центральной части города и недостаток места для строительства новых. При этом сельские жители должны получить статус горожанина и сохранить все льготы, которые имеют сельские жители.

Преимущество при таком расширении виделось главное – увеличение собираемых налоговых средств за счет попадания в городскую черту ряда промышленных федеральных объектов, земель сельхозназначения, возможной полукольцевой обходной железной дороги вокруг Саратова и повышения инвестиционной привлекательности города. Эти доводы поддержал Анатолий Мамедов, нарисовав радужную перспективу образования мощного многофункционального транспортного узла вокруг аэропорта в Сабуровке и указав, в качестве примера, ожидаемый им при этом рост капитализации своего предприятия в несколько раз.

Полностью поддержал идею Аяцкова и Михаил Исаев, напомнив, что когда в Саратове стало развиваться промышленное строительство на территории нынешнего Заводского района (заводы «Комбайн», СПЗ, Крекинг), то этот процесс сопровождался включением в городскую черту около десятка сел и деревень.

Конкретные частные предложения, вытекающие из идеи, поддержал Максим Фатеев. По его мнению, надо выносить предприятия за пределы нынешней границы города. К тому же, включение земель сельхозназначения в городскую черту облегчит проблему перевода этих земель в земли под промышленное строительство. Что, опять-таки, привлечет инвесторов.

Однако сомнений и возражений также оказалось предостаточно. Основательным, сквозившим в выступлении многих участников, возражением было то, что расширение границ города не решит многих злободневных проблем, а может даже и усугубить их. Так, проблему заполненности центра города автотранспортом, расширение границ не решит точно. Ибо граждане не только не перестанут стремиться в центр (кто-то, у примеру, чтобы отдохнуть в парке, а кто-то, чтобы купить домашний кинотеатр или компьютер), но, более того, число таковых возрастет. И для решения этой проблемы гораздо актуальнее решить проблемы транспортных развязок, строительства эстакад, перехватывающих стоянок, закрытия центра для автотранспорта. Не решит расширение границ и проблему инфраструктурной недостаточности центра. Политика точечной застройки, проводимая предыдущим градостроительным руководством, нанесла столь существенный ущерб городу, что теперь даже неясно, как его восполнить. Она просто «изуродовала город», как заметил Виктор Марков. Экономический эффект от расширения также не очень ясен. Во всяком случае, он просто не просчитан и научно не обоснован.

На первый же взгляд видится, что и в существующих границах возможности застройки не исчерпаны – территория застроена только на 30 %. Освоение же новых площадей не увеличит значительно численность города, но для расширения и создания инфраструктуры потребует значительных средств, которых просто нет. Более реально сосредоточить усилия на застройку внутри полукольцевой дороги вокруг Саратова (Игорь Плеве, Лариса Тарасова).

Научную точку зрения поддержал и главный архитектор города Александр Кискин, отметивший, в числе прочего, что Генплан города до 2025 года создан «по факту» и не является планом развития. Следовательно, и его придется корректировать и переутверждать.

И, наконец, на важнейший аспект любой возможной трансформации границ городской территории – антропоток – обратил внимание проректор ПАГС Олег Фомин. При стабильном населении области в 2,7 миллиона человек и при населении Саратова около 800 тысяч, не видно, по его мнению, человеческих ресурсов, которые будут заселять расширенную территорию города. А в сознании сельских ресурсов, что предположительно будут вовлечены в освоение, ныне, впервые за все время исследований, на третье место с десятого переместилась проблема пьянства.

Это был, пожалуй, единственный голос, наметивший главную, пожалуй, проблему самого города Саратова, как такового. Проблему ментальную, проблему качества населения. Легко понять, что осваивать новые площади охотнее возьмутся мигранты из стран ближнего зарубежья. Впрочем, такой процесс уже начался. Достаточно пройтись по поселкам, расположенным у не слишком отдаленных от центра подножий саратовских гор.

В конечном итоге, учитывая, что обсуждается не конкретный план, а лишь концепция, ориентированная на десятилетия, решили остановиться на предложении еще раз обсудить проблему расширения городской территории на Общественной палате. Возможно, там-то и раскроется главная проблема любых преобразований в Саратове – он сам.

Саратов как проблема

Саратов – город замедленных решений. Неповоротливость его как субъекта известна столь же широко, сколь и привлекательность его проституток – от царских времен до наших дней. Даже тогда, когда город становился центром внимания всей России, при принятии решений он предпочитал «тянуть резину». Это касается и власти, и активной части – купечества и предпринимателей, и населения.

Известен только один исторический пример, когда город оказался скор и спор: когда решил принять участие в Нижегородской ярмарке с весьма оригинальной экспозицией: снарядил и направил на ярмарку целый пароход проституток, собранных на Немецкой улице. «Товар» был отменный, и успех был необыкновенный. Так что Прохоров с его чартерным самолетом элитных дам до Куршавеля лишь повторил порыв саратовских первопроходцев.

Исторические примеры нескорых решений и неспорных дел тоже очень наглядны. Семь лет городская дума не могла решить вопрос о принятии дара внука Радищева Боголюбова и строительстве первого в России публичного художественного музея. Зато, построив его в конце концов, город стал им непомерно гордиться! И так загордился этим фактом, что вновь много лет не может принять даже мысль о необходимости музея самого города. Да и с зоопарком, приличествующим любому заметному городу, у него ничего не получается. В райцентре Аткарске он есть. А в Саратове – не получается. Историю строительства Рязанско-Уральской железной дороги мало кто помнит, однако же знатное было дело, но коррупция, волокита, торги чуть не завалили дело. А железнодорожный мост через Волгу? Двадцать пять лет продолжалась волынка – никак городская управа не могла сторговаться с железной дорогой.

Про наиновейшую историю с переносом аэропорта и говорить уже всем надоело. А где еще сыщется на просторах России такое положение с ним, как в Саратове? Аналогичное происходит и с городским транспортом. В иных городах давным-давно находят и реализуют те или иные решения, избавляющие от пробок (эстакады, расширение улиц, объезд по окраинам города, перехватывающие автостоянки). Саратов же только все больше становится общегородской пробкой, как до недавнего времени становился всеобщей свалкой мусора.

И как всегда, он жаден до заглатывания не весть в какую утробу любых, даже выделяемых специально на решение проблем денежных средств. Театр юного зрителя – пример всей России, как надо «пилить» и «заглатывать». Строительством его уже, кажется, руководит в ручном режиме не то премьер Путин, не то сам президент, а деньги все летят и летят как в прорву.

Не удивительно, что на круглом столе общим выводом относительно Саратова, как проблемного города, стал вывод о необходимости использования при любых масштабных реконструкциях волюнтаристского, властного подхода. Иначе никогда ни до чего в этом городе и при этом населении не удастся договориться. Значит, руководить городом и областью должны личности, а не пернатые. К тому же любящие город и честные. С чем, понятно, и во всей России нелегко. И эту проблему Саратова никаким расширением его территории и никакими инвестициями не решить.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13102011000649&oldnumber=592