"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (592) от 13.10.2011

Худсовет

20 лет – юбилей или «круглая» дата?

Лана СОКОЛОВА

В минувшую пятницу в зале социально-экономического университета, как говорится, яблоку было негде упасть. Филармонический оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд», не страдающий от отсутствия публики на репертуарных концертах, отмечал 20-летие. Для кого-то двадцать лет – юбилей, для кого-то – просто круглая дата. Мы не будем об этом спорить, как, вероятно, большинство зрителей, пришедших на встречу с любимыми музыкантами.

Праздничный концерт необычен еще и тем, что на сцене был представлен своеобразный «парад» дирижеров, стоявших в разные годы за пультом: Канат Ахметов, Вадим Вилинов, Валерий Корунов, Александр Жигайло, Виктор Худолей, Денис Марьев. Зрители смогли не только вновь увидеть полюбившихся дирижеров, но и сравнить их такие разные манеры и стили, и, конечно же, звучание оркестра.

Как-то принято в праздничные дни поздравлять «виновников» торжества и уж если не подводить окончательные итоги, то говорить, хотя бы о промежуточных, или о грядущих планах. В общем, как минимум о чем-то приятном. К сожалению, основатель оркестра и его бессменный худрук Анатолий Селянин – единственный россиянин, избранный в члены директората Всемирной гильдии трубачей, обладатель международной премии «Award of Merit», не был столь оптимистичен, в интервью перед началом концерта.

«Есть такой жанр – российская парковая музыка, который в России был очень развит, – немного издалека начал Анатолий Дмитриевич. – В Петербурге был специально построен сад концертов Иоганна Штрауса, что говорило о том, что Россия является одним из центров мировой культуры. К сожалению, сейчас в России этот жанр просто убили. Культура парковой музыки существовала в больших российских городах. Даже во время войны у нас была небольшая эстрада, и оркестры играли музыку. Всем известен случай, когда во время одного из налетов вражеской авиации погиб за пультом дирижер.

Сегодня наш город ничего не делает для возрождения этой традиции. 20 лет я занимаюсь именно этой проблемой на всех уровнях. У меня уже кончилось терпение, и я считаю, что для Саратова это большой позор, что в Липках не играет наш оркестр – один из лучших не только в России, но и в Европе», – с горечью констатировал Анатолий Дмитриевич.

Сегодня, к большому сожалению, в России практически никто не пишет для духовых оркестров, потому произведения, по словам Селянина, приходится покупать в Европе и Америке, и «многие издания горды тем, что именно наш оркестр играет их музыку», – подчеркнул Анатолий Дмитриевич

А пока зрители отбивают ладони в аплодисментах, мы, улучив момент, побеседовали с некоторыми участниками «дирижерского парада» об оркестре, о музыке и, конечно, о пожеланиях в юбилейный год.

Вадим Вилинов, худрук и главный дирижер Ростовского симфонического оркестра, выпускник Саратовской консерватории. В оркестре работал со дня основания и до 1998 года, позднее неоднократно выступал с оркестром как гастролирующий дирижер:

«У меня очень субъективное отношение к этому коллективу, потому что я очень его люблю, люблю во все периоды существования оркестра с первых дней и до сего дня – оркестр в целом и каждого музыканта в отдельности.

Когда люди много лет работают рядом друг с другом, то между музыкантами возникают невидимые связи, которые порой нельзя объяснить, но для оркестра это очень важно. Эти связи, о которых музыканты иногда сами не отдают себе отчета, всегда чувствуются – чем дольше люди играют вместе, тем это заметнее, и именно это делает из отдельных личностей коллектив.

Александр Жигайло, дирижер Энгельсского театра оперетты. В оркестре со дня основания, один из первый дирижеров оркестра:

«Апофеозом можно считать выступление оркестра в Гнесинке, когда на концерт пришла вся московская элита и духовая в том числе. Пришли снисходительно посмотреть на нас, мол, кто там приехал. А ушли – просто ошарашенные. Они не поверили, что такое может быть. Это была фантастика.

Хорошие, серьезные программы поднимали с оркестром, и в этом большая заслуга Анатолия Селянина, конечно. Он создал оркестр, создавал репертуар, а мы, дирижеры, – просто помощники. Он набирал себе, как сам говорил, единомышленников. Он давал команду, а мы выполняли.

Оркестру хочу пожелать хорошей зарплаты. У оркестрантов зарплаты до того нищенские – ниже всякого уровня который есть. Музыкантам – хорошую достойную зарплату – то, чего они заслуживают и заслужили. А все остальное у них будет – они молодые, у них впереди большие перспективы. Здоровья, конечно, всем».

Канат Ахметов (Казахстан), руководитель государственного оркестра Казахстана:

«В музыке самое сложное – уровень держать. Обычно дирижеров сравнивают с наездниками – лошадь-то (оркестр – Авт.) одна, а наездники меняются. И надо быть гибким настолько, чтобы для каждого дирижера оркестр звучал соответственно.

Класс оркестра в том, что музыканты хватают буквально с лету. Руки дирижеров летают, а оркестрантам нужно понять дирижера, мало того, им нужно донести до публики, чтобы и публика поняла.

Поскольку я дирижер казахский, то я хотел бы показать, что у нас тоже есть музыка для духового оркестра. В России недавно отметили 200-летие военной музыки, а военная музыка – это духовая музыка. В Казахстане такой истории нет, поэтому я должен был показать, что у нас музыка для духового оркестра есть и она востребована и слушабельна».

«Дирижерский парад», несомненно, выглядел впечатляюще, но, на наш взгляд, самая сложная задача выпала на долю оркестрантов, которым предстояло «подстраиваться» под очередного дирижера буквально за секунды.

Денис Марьев, дирижер оркестра «Волга-Бэнд»:

«Сложности «подстройки» под дирижера, конечно, есть, но в оркестре работают музыканты, которые или закончили консерваторию, или еще учатся, так что ребята не просто с улицы пришли. За первые несколько репетиций все сложности уходят, и дальше все идет легко и свободно – особенно когда дирижер знает музыку, показывает, что и как нужно сыграть. Дирижер работает с оркестром несколько репетиций, соответственно, у музыкантов создается визуальное впечатление, как по нему нужно правильно играть.

В исполнении казахской музыки есть определенная сложность, например, сложные ритмические рисунки, если учесть, что одну из вещей взяли за несколько дней до концерта, так что пришлось поднапрячься.

Создавая программу, мы хотели показать, чем жил оркестр все эти 20 лет – все стили и направления, в которых может играть оркестр. Например, Прокофьев, Шостакович – сложные композиторы, их нужно уметь играть. Пожелания себе и оркестру – еще три раза по столько же, как минимум».

Как бы подтверждая слова Дениса Марьева, под занавес прозвучал нестареющий сингл Фредди Меркьюри «The Show Must Go On», написанный специально для него Брайаном Меем.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13102011001420&oldnumber=592