"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (592) от 13.10.2011

NВ!

Барокко, фрески и орган

Светлана ТЕНЕТКО

Органные концерты давно снискали популярность у саратовской публики. Теперь саратовцам нет нужды томиться в ожидании фестивальных концертов и гастролирующих музыкантов. Консерватория приглашает поклонников этого прекрасного инструмента на абонементные концерты сезона 2011–2012 года, посвященные 100-летию консерватории, под общим названием «В ансамбле с органом». Концерты будут интересны еще и тем, что в них примут участие выпускники консерватории разных лет. В год планируется провести 3–4 концерта – как сольных (Натальи Гольфарб), так и «сборных».

Перед тем как перейти собственно к рассказу о предстоящих концертах, несколько слов о саратовской органистке и ее студентах, которые не далее как в августе этого года не просто приняли участие в Международном конкурсе в Болгарии «Надежды. Таланты. Мастера», а стали одними из лучшими среди музыкантов 18 стран.

В конкурсе принимали участие две студентки органного класса Натальи Гольфарб: Карина Горбанова, занявшая первое место в своей группе, и София Лулумян – второе место. Наталья Гольфарб считает себя больше музыкантом концертным, а не конкурсным, но, поддавшись на уговоры коллег и студентов, на конкурс поехала и не напрасно – став первой в своей категории и номининантом на Гран-при.

Наверное, все же большей наградой для саратовских музыкантов были не только первые места на конкурсе, а мнение весьма серьезного жюри, в состав которого входили музыканты из 14 стран, о высоком уровне Саратовской органной школы, признавшего, что никогда за 16 лет существования конкурса орган так хорошо не звучал, и сильные органисты приезжают не часто, а уж в номинацию Гран-при органисты попадают не так часто

От достижений наших органистов перейдем к тому, что ждет достопочтенную публику на концертах.

Идея «Органного абонемента» возникла более десяти лет назад. Проект выпускников консерватории органистки Натальи Гольфарб и музыковеда Елены Пономаревой начинался с детских концертов. Несколько лет назад к детским концертам добавились вечерние концерты для взрослой, более подготовленной аудитории.

Откроет концертный сезон сольный органный концерт Натальи Гольфарб «Органные фрески», который состоится совсем скоро – 19 октября. В нем прозвучит набирающая популярность барочная музыка Европы: Германии, Нидерландов, Италии, Франции. Зрители уже привыкли к тому, что на органных концертах в Большом зале стоит экран и используется мультимедийка, что позволяет видеть игру органиста. Будущий концерт не станет исключением, кроме того, дабы создать определенную атмосферу во время концерта, организаторы решили пустить видеоряд, накладывающийся на звучащую музыку.

В концерте будут исполнены сочинения в аутентичной манере со старинной аппликатурой. А поскольку у нас уже есть экран, то существует возможность не только услышать, но и увидеть. В эпоху барокко, как рассказала нам Наталья Гольфарб, существовала традиция ограниченного использования первого пальца, отсюда интересная постановка руки и особый колорит музыки, который ощутит даже неподготовленный слушатель.

Из композиторов будут представлены фавориты классической музыки – И.С. Бах, без него просто никуда. А вот Ян П. Свелинк прозвучит именно в той аутентичной манере, о которой мы говорили выше. Одной из «барочных фресок» станет сочинение Луи Николя Клерамбо со старинной расшифрованной орнаментикой (украшениями). Почти у каждого французского композитора, писавшего в эпоху барокко, существовала особая манера расшифровывать «свои украшения». Часто к органной книге прилагалась еще одна – с расшифровкой нюансов авторских «бантиков». Из итальянцев будет представлен Дж. Фрескобальди, которого называли не иначе как «итальянским Бахом». И куда же без ставшего весьма популярным Дитриха Букстехуде.

Даже если в приведенном списке вам знакомо только имя Иогана Баха, не стоит считать себя «музыкальным невеждой». «Чакона» Пахельбеля, по мнению Натальи Гольфарб, произведение весьма популярное, но, как часто бывает, имена барочных (и не только) композиторов люди, не связанные с музыкой, знают хуже, чем их произведения. Хотя «наслышанность» многих барочных произведений есть, примером может служить «Токката» Фрескобальди.

Второй концерт планируется провести в декабре, ближе к Рождественским праздникам. В нем примут участие музыканты ансамбля «Трио Соната» – также выпускники консерватории. Концерты с участием «Трио Сонаты» всегда необычны и не обходятся без приятных сюрпризов. Более того, музыканты скоро возвращаются из Нидерландов и, как всегда, не с одним мешком «музыкальных» подарков, которыми они щедро делятся со зрителями.

На апрель будущего года запланирован концерт с Алексеем Кошелевым (бас).

Как видно, практически все предъюбилейные концерты получились «звездными». Конечно, к такой серьезной дате организаторам хочется показать все самое лучшее и интересное, хотя от музыкальных сюрпризов, думается, никто из участников не откажется. Несмотря на существующую общую концепцию абонемента, в процессе работы над каждым из концертов у участников возникают новые идеи, которые, впрочем, не идут вразрез с общей программой, а скорее, являются своего рода весьма симпатичными украшениями.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13102011001504&oldnumber=592