"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (597) от 17.11.2011

Худсовет

Конец света, или Инструкции Ларса фон Триера

Анатолий СВЕТИКОВ

Тема приближения конца света возникает на протяжении последних десяти-пятнадцати лет с завидной регулярностью: то миллениум обещали в начале века, то парад планет в 2012… Что привлекает в этом кинорежиссеров и создателей всевозможных телепрограмм, – сказать однозначно сложно. Но факт остается фактом.

Речь пойдет о новом фильме датского режиссера Ларса фон Триера «Меланхолия», премьера, которой состоялась летом этого года. В конце прошлой недели «Меланхолию» наконец-то дождались саратовские поклонники фон Триера. Насколько широко прошел этот фильм по саратовским кинотеатрам, честно говоря, не припомню, но Дом кино включил его в свой план.

Напугав полмира своей симпатией к Гитлеру, за что получил отказ благопристойной Европы от «Каннского дома», «режиссер-провокатор», тем не менее, сделал фильм-катастрофу, который может понравиться всем, включая зрителей, совсем не знакомых с его фильмографией. Название фильма само по себе настораживает, меланхолия – в русской терминологии означает ни что иное, как «мрачное помешательство». У Триера же Меланхолия – планета, которая вроде бы, по расчетам одних ученых, должна пройти мимо Земли, слегка припугнув ее население, или же столкнуться с ней, полностью уничтожив Землю. Но «хитрая» планета проходит мимо, и когда герои и зритель уже готовы вздохнуть и порадоваться, Меланхолия вдруг все же решает вернуться… В итоге на две планеты в Солнечной системе станет меньше.

Почти слайдовый видеоряд в начале фильма исподволь подводит зрителя к уже предопределенному финалу. Но в отличие от растиражированных кадров о конце света с массовой истерией, пылающими зданиями, выползающей нечистью и прочими ужастиками, эти «картинки» создают, скорее, ощущение неосознанной тревоги (в том случае, если вы абсолютно не в курсе содержания и просто пришли, что называется на название). На экране, сменяя друг друга, проходят кадры из снов одной из сестер – Жюстины (Кирстен Данст) – красивые и немного жутковатые о конце всего сущего. Жюстин в свадебном наряде – как гигантская подстреленная птица – пробирается сквозь романтический пейзаж со страдающими деревьями и мертвыми птицами, пейзаж достойный кисти живописца, если бы он не был так насмешливо гламурен. Вся эта прелюдия к фильму сопровождается увертюрой к «Тристану и Изольде» Вагнера.

Автор делит фильм на две части, назвав их именами двух сестер – «Жюстина» и «Клэр». Первая часть – гламурно-пышная свадьба Жюстины – весьма благопристойна и до приторности правильна, как кремовые розочки на свадебном торте. Правда, из этой благопристойности выбиваются «закидоны» невесты: принятие ванны в самый разгар торжества, спонтанный секс на поле для гольфа с одним из гостей и прочие «странности», которые, скорее, выглядят как неадекватное поведение, но… у каждого свои «недостатки».

О том, что Жюстина, пожалуй, самая адекватная в восприятии действительности, начинаешь понимать во второй части, видя ее сестру Клэр (Шарлотта Генсбур). «Странноватая» Жюстина и слишком правильная Клэр, как две стороны одной медали, – две модели поведения перед лицом смерти. Жюстин, принимая происходящее почти как должное, в оставшиеся дни делает, пожалуй, самое важное – перестает лгать себе и окружающим. Клэр – наоборот, истерикует и ищет возможный способ спасения от неизбежного.

В результате именно Жюстин, построив «сказочный грот» (аллюзия на сказку Туве Янсона «Муми-тролль и комета»), помогает маленькому племяннику «спрятаться» в нем – ведь дети, в отличие от взрослых, верят в сказки…

Несмотря на трагический финал, фильм не производит мрачного впечатления, скорее наоборот, подталкивает к размышлениям о том, стоит ли страшиться смерти, как ее принимать и проч., и проч.

Впрочем, у каждого человека свой жизненный опыт, видение и понимание мира, а следовательно, сколько людей, столько мнений и восприятий. О том, что хотел сказать Триер, наверное, знает только он сам, тем более, что рецензий на этот фильм предостаточно, и авторы не отказали себе в самых разных трактовках, а зритель вправе соглашаться с ними или нет. Но для этого, определенно, нужно смотреть фильм.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16112011232211&oldnumber=597