"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (598) от 24.11.2011

Худсовет

Музыкальные эксперименты

Светлана ТЕНЕТКО

В филармонии продолжается открытие концертного сезона. 18 ноября на сцене Большого зала консерватории с новой программой выступал ансамбль «Трио-Соната». Как это ни парадоксально, но «Трио-Соната» известна саратовцам и Западной Европе, пожалуй, гораздо лучше, чем остальной части России.

Участие в Международном музыкальном фестивале лет десять назад послужило своего рода стартом для самостоятельных европейских гастролей. Облюбовав для себя Амстердам как «штаб-квартиру», музыканты объехали с концертами почти всю Европу. Из отпускных гастролей они возвращаются не только с новыми произведениям и идеями, но и открывают для Саратова новые имена: органиста Арьяна Брейкхофена, балалаечника Александра Паперного, пианистку Петру Лютейн и трубача Рейера Доррестейнна...

У ансамбля есть одна потрясающая черта: он «мобилен» не столько своим составом, сколько воплощением всевозможный новых идей в программах, сочетанием почти несочетаемых инструментов – достаточно вспомнить концерт барочной музыки вместе с балалаечником Паперным (Германия).

Идея соединить в программе ансамбля орган и вокал витала давно. У «Трио-Сонаты» были выступления и с органом, и с солистом, но по отдельности. Собственно, солисткой-то в одном из концертов как раз и была Евгения Каплун (сопрано). Так что «приятное ощущение от совместной работы», по словам руководителя ансамбля Владимира Скляренко, уже было; более того, Владимир Петрович был уверен, что Евгения «готова классно все сделать и даже обеспечить успех концерту».

Как в воду глядел Скляренко – концерт, действительно, прошел на «ура». С последнего выступления Евгении, которое я слышала, певица явно «выросла» в исполнительском мастерстве: стала увереннее в подаче на сцене, появилась плавность в движениях, раскованность, добавились милые штрихи в создании образа при исполнении арий. Петер Оверкерк, говоря о восхитительном голосе Евгении, добавил, что ее ждет большое будущее.

Правда, как рассказал нашему изданию Владимир Скляренко, планировалось, что на открытие приедут итальянский органист и польская вокалистка, но в последний момент что-то у приглашенных артистов не «срослось». Такие «мелочи» никоим образом не остановили наших музыкантов: задуманная программа – «Трио-Соната» в концерте с органом и сопрано все же состоялась. Органист Петер Оверкерк, знакомый нашим зрителям по органному фестивалю, по мнению Скляренко, лучший органист; так что если говорить о равнозначности замены, то саратовцы, скорее, выиграли от нее. Достаточно сказать о тех невероятно сложных произведениях, которые включил в концерт Оверкерк: третий хорал Сезара Франка и токката, адажио и фуга до мажор Баха – одно из сложнейших произведений в истории органной музыки.

Интересно, что с Петером музыканты «Трио-Сонаты» познакомились в Саратове как раз на органном концерте. Позднее выяснилось, что съемная квартира наших музыкантов в Амстердаме находится по-соседству с домом Петера – в десяти минутах ходьбы. Так что проблем с подготовкой и репетицией программы во время «отпускных» гастролей практически не было. Музыкальную часть «собирали» совместно с Оверкерком, вокальную же предлагала Евгения. Накануне концерта, например, в программу добавили еще один вокальный номер. «Пилотная» обкатка программы прошла за день до концерта в Областной библиотеке – подарок ветеранам от филармонии и музыкантов.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23112011231821&oldnumber=598