"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (600) от 08.12.2011

Стройка

«Культурной столицей» Саратов быть обязан

Оксана СЕРЕБРЯКОВА

Кто скажет, что Саратов не дотягивает до звания «столицы Поволжья», пусть первым бросит в Дмитрия Федоровича Аяцкова камень. Возможно, это утверждение и спорное, но уж «культурной столицей» Саратов просто обязан быть. Культуру в нашем городе любят, и лишним доказательством тому служат грандиозные строительные начинания вроде нового здания Саратовского ТЮЗа, о скором получении которого руководство театра начало задумываться всерьез только теперь.

Похоже на то, что этот знаменитый долгострой и впрямь близок к своему завершению, как никогда. После того как с перекрестка улиц Чапаева и Большой Казачьей исчезли уродливые строительные заграждения, которые за давностью лет уже начали казаться неотъемлемой частью современного облика города, стало даже обидно, что без такого сооружения Саратову пришлось прожить несколько лишних лет. На достройку ТЮЗа, как известно, ушли федеральные миллионы, а дело пошло значительно веселее после того как губернатор взял проведение строительных работ на объекте под личный контроль. Не далее как неделю назад Ипатов даже посетил грандиозную стройку, на которой подходят к концу монтажно-отделочные работы, и заверил всех, что традиционное предновогоднее представление артисты ТЮЗа смогут сыграть уже на новой сценической площадке. Пока рабочий процесс не отстает от графика, согласно которому, завершающим штрихом в окончании строительства станет установка дорогостоящего театрального оборудования, к чему специалисты приступят в первых числах декабря.

Строительство и модернизация каких еще культурных объектов вот так навскидку приходят на ум? За последнее время – пожалуй что никаких. Даже в менее грандиозных, чем ТЮЗ, строительных проектах на культурном поприще губерния, похоже, не сильна. Однако реконструкция многих зданий, в которых размещаются учреждения культуры, напрашивается уже давно. Одним из таких примеров может служить хотя бы многострадальная Саратовская областная филармония им. Шнитке, оказавшаяся в центре всеобщего внимания после пожара, случившегося в 2006 году.

Само здание пострадало в пламени так сильно, что одно время даже шли робкие разговоры о том, что восстанавливать его не имеет смысла – проще построить новое. Дескать, прежнее в любом случае понуждало артистов и административный корпус, не говоря уже о зрителях, тесниться, так зачем же было продолжать терпеть лишения и после дорогостоящего капитального ремонта? Морально устаревший концертный зал давно требовал реконструкции, но, не случись трагедии, деньги на эти непервостепенные нужды в бюджете вряд ли бы нашлись. В любом случае, дело было за малым: на осуществление строительных замыслов только по капремонту в расчетных сметах на 2006 год требовалось найти средства в размере порядка восьмидесяти миллионов рублей.

Но, как известно, сгоревшая филармония надолго стала заложницей хронической дефицитности областного бюджета. Совсем недавно в местных правительственных верхах даже поговаривали о том, что затею с реконструкцией памятника архитектуры уместнее было бы отложить до лучших времен. Все равно в общественном мнении по этому вопросу отсутствовало необходимое единство: до последнего не было ясно, какой из двух вариантов возможного развития событий стоило бы предпочесть – кардинально изменить облик здания, фактически выстроив его заново, или же просто подлатать на скорую руку.

Последний сценарий, конечно, нравился не многим, зато, при существующих раскладах, выглядел наиболее реальным. Правда, как только на объекте начались робкие строительные работы, стало очевидным, что обойтись малой кровью здесь не удастся: выяснилось, что у здания сильно ослаб фундамент и пострадала несущая способность стен. По заявлению зампреда правительства области Дмитрия Федотова, мало-мальски серьезного внешнего воздействия коробка здания в таком состоянии просто не выдержала бы.

Но филармонии повезло. Как и за ТЮЗ, за нее вступился Вячеслав Володин. И премьер Путин в октябре этого года пообещал направить в регион на нужды саратовских музыкантов 365 миллионов рублей – видимо, с тонким намеком на то, что деньги будут освоены если и не в течение года, то в кратчайшие сроки. Проект масштабной реконструкции здания, как известно, был готов уже давно, еще в 2008 году. ЗАО «Геотехника-СПИ» разработало его с учетом применения самых передовых строительных технологий. Так что стараниями проектировщиков у Саратова не только появится просторный концертный зал с балконом для зрителей (прежний был уничтожен пожаром), но и значительно видоизменятся гримерки, вырастет двухэтажная пристройка с репетиционными помещениями и блоком административной части. Но главное, что артисты наконец-то обзаведутся малым зрительным залом, в котором смогут проходить камерные выступления и творческие вечера.

И это лишь часть грандиозных ремонтно-строительных планов, с реализацией которых общая площадь филармонии увеличится вдвое. Случится это, конечно, не скоро – не раньше, чем по прошествии двадцати восьми месяцев, которые предусматривают прописанные в проекте нормативные сроки сдачи готового объекта в эксплуатацию. Другое дело, что музыкантам, пока вынужденным репетировать в зале «НИТИ-Тесар» в Октябрьском ущелье, равно как и соскучившимся по родным стенам саратовским поклонникам классической музыки, томиться в ожидании столь долгий срок все-таки не придется. Проведение работ обещают разбить на две очереди, первая из которых может быть сдана уже к концу следующего года. Тогда артисты смогут достойно отметить юбилейную дату – 75-летие со дня основания Саратовской областной филармонии.

Пожалуй, из городских достопримечательностей стоило бы упомянуть и полужилое здание на улице Московской, бывший купеческий особняк и памятник архитектуры, большую часть которого занимали представители регионального отделения Союза художников России в качестве мастерских. Сколько было сломано копий вокруг судьбы Дома художника и в то время, когда он был еще заселен и активно жил причудливой культурно-бытовой жизнью, и после того, как его аварийные, стремительно ветшающие стены, покинули сначала живописцы, а потом и последние жильцы. Муниципалитет то передавал этот объект в частные руки, то, после прокатившегося общественного скандала, предпринимал попытки заполучить его вновь. Конец или, если сказать мягче, подзатянувшийся промежуточный этап, оказался печален: проект реконструкции здания, которое, по одной из версий, при восстановленном внешнем виде могло бы стать торговыми рядами с обилием бутиков по примеру «Каштана» (что, кстати, было бы близко духу купеческой цитадели), оказался законсервирован в ожидании лучших времен, а пошумевшая в свое время общественность благополучно забыла о реальной угрозе аварийного обрушения Дома, особенно актуальной в преддверии зимы. Радует лишь то обстоятельство, что человеческими жертвами, во всяком случае, массовыми, падение крыши и несущих стен грозить уже не может.

В столь же, если не более, плачевном состоянии пребывает памятник архитектуры на Советской, 3/5, известный как «дом с кариатидами», в котором до сих пор проживают люди. Никаких работ с целью предотвратить возможное обрушение в нем не ведется, зато ежедневно тысячи саратовцев, передвигаясь в транспорте и прогуливаясь мимо, имеют возможность наслаждаться душераздирающими видами разрушающегося фасада, стараясь при этом не задумываться о том, какие еще красоты скрываются внутри, доступные взорам обитающих в доме жильцов. Хотя что говорить о саратовцах: они-то люди привычные, видели еще и не такое. Вот гости города – это дело совсем другое. Например, пару месяцев назад в Интернете появился пост следующего содержания: «Этим летом я провела около недели в Саратове (сама я москвичка) и обнаружила в самом центре города … удивительно красивый и интересный дом в ужасном состоянии. Местные называют его «дом с кариатидами». Дом жилой, состояние его плачевно, и это, очевидно, известно администрации города, поскольку местные жители письма в администрацию писали, и даже местное телевидение делало о нем программы. Однако воз и ныне там. Рядом ведется строительство, и местные предполагают, что в разрушении этого здания заинтересована осуществляющая строительство компания. Надо заметить, здание представляет опасность, потому что элементы декора от него просто отваливаются. Никаких оград вокруг нет и в помине».

Хорошо бы, если б строительство и реставрация культурных сооружений и памятников архитектуры и культуры когда-нибудь вошло у муниципальных и областных властей в привычку. Ведь город, и особенно его старый центр, давно пора задрапировать в парусину с типографской имитацией фасадов зданий. Пока не стало совсем поздно.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7122011231030&oldnumber=600