"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (601) от 15.12.2011

Худсовет

Мы были…

Лана СОКОЛОВА

В минувшую субботу в Доме кино прошла премьера дебютного фильма «Бездельники» и встреча с творческой группой, приехавшей на показ. «Бездельники» – первый игровой полнометражный фильм режиссера Андрея Зайцева и оператора Ивана Финогеева.

Андрей Зайцев уже представлял фильм «Виктор Астафьев – веселый солдат» на «Страданиях» пару лет назад. По словам директора фестиваля «Саратовские страдания» Татьяны Зориной, этот фильм стал своего рода учебным пособием для тех, кто учится снимать кино. На «Страданиях» так же было несколько фильмов в титрах, которых стояла фамилия и Ивана Финогеева, начинавшего студенческие годы в Саратовском классическом университете, а впоследствии закончившего ВГИК (класс В. Юсова).

Работа над «Бездельниками» растянулась почти на четыре года. Начало съемок пришлось на предкризисный 2008-й, кризисный год съел почти весь бюджет, и последующие съемки, как рассказали авторы фильма, проходили, в прямом смысле, на голом энтузиазме и актеров и съемочной группы. Впрочем, на энтузиазме творческая группа занимается и прокатом. По словам режиссера, крупные прокатные компании не очень жалуют жанр авторского кино, и потому вдвойне приятно показать фильм не только в столицах, но и в других городах, в том числе и Саратове.

В фильме представлена довольно сложная операторская работа с которой мастерски справился Иван Финогеев: съемки велись на цифровую камеру – это была принципиальная задача – и на пленку. Кроме этого, Финогеев снимал как документалист кадры Москвы, т. е. в одном фильме практически совместил три профессии – с таким же успехом на картине могли работать три оператора, которых заменил Иван, считает Андрей Зверев.

За время работы над фильмом в съемочной группе сложились несколько семей; служебные романы, видимо, не возбранялись руководством, и как следствие – к выходу в прокат «Бездельники» демонстрируют не только результаты работы группы, но и семейные – за время съемок у «Бездельников» родилось восемь детей.

Впечатления о том, что авторы решили воссоздать «путь звезды» (как считают некоторые критики), фильм, на наш взгляд, не производит. «Бездельников» можно назвать фильмом-ретроспекцией, воспоминаниями главного героя Сергея Соловьева (Антон Шагин) о беззаботной поре, когда девятнадцати-двадцатилетние парни и девчонки собирались компаниями, дурачились, бренчали на гитаре, сочиняли песни и тут же их пели. Компанию Сереги Соловьева и его закадычного друга Саши Матросова (Андрей Шибаршин) нельзя отнести ни к «золотой молодежи», ни к андеграунду – это, скорее, среднестатистические ребята из спального района Москвы (как и любого другого города России). Воспоминания Соловьева – наиболее значимые «кусочки» жизни, в которых есть и «любовный треугольник», и трагически нелепая гибель лучшего друга, и поиски себя – все то, с чем сталкивается, наверное, любой молодой человек на пути взросления.

«Лирическими» отступлениями, удачно передающими настроение и внутреннее состояние героя, служат документальные съемки осени – с лежащими на куче опавшей листвы дворнягами, лета – с короткими девичьими юбками, открывающими колени. Картинки из воспоминаний воспринимаются как наброски, без четкой прорисовки и детализации. Любовный треугольник Соловьев, Матросов и его девушка Саша лишь обозначен. Просто здорово, что авторы сумели обойтись без обнаженки и постельно-эротических сцен, вставляемых к месту и не к месту почти в любой фильм. История любви от этого только выиграла и получилась трогательной и беззащитной и очень ранимой.

Лишь к концу фильма понимаешь, что Серега Соловьев, сидящий в углу подсобки за афишами и прочим хламом, уже известный исполнитель и через несколько минут он выйдет на сцену со своей группой.

Поскольку на саратовской премьере фильма был автор сценария и режиссер в одном лице – Андрей Зайцев (на фото), то ему и микрофон в руки – все вопросы о том, что означает та или иная сцена, зрители могли адресовать напрямую, не мучаясь в догадках.

Сценарий, по словам Андрея, родился в воздухе, а точнее, в самолете, под ранние песни Цоя, которые очень органично вписались в фильм. В какой-то степени в картину вошли и личные воспоминания Андрея, например, сюжет о гибели друга Соловьева – Саши Матросова. На вопрос из зала: явилась ли авария случайной или это был «сознательный» шаг, под влиянием разочарования в друге и любимой девушке, – Зайцев ответил, что, по его мнению, это был несчастный случай, возможно, парень просто заснул за рулем.

Последние кадры фильма перед самыми титрами – еще одно воспоминание: веселая компании Сереги Соловьева болеет за наших, сидя на кухне перед телевизором, еще жив Саша Матросов, еще нет разочарований и горечи потерь, все еще кажется беззаботным и веселым. Эта сцена, как ее видит зритель, попала в фильм, можно сказать, по иронии судьбы. В день съемок, действительно, была одна из игр чемпионата по футболу, и актеры болели за наших, в перерывах выбегая смотреть игру. Съемки, как рассказал Андрей Зайцев, были почти на грани срыва, поэтому решили поставить телевизор на площадку и последнюю сцену отсняли в режиме реального времени. Как мог закончиться фильм, мы уже не узнаем, но те чувства, эмоции, которые выражали лица актеров-болельщиков, оставляют зрителя на мажорной ноте.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14122011234931&oldnumber=601