"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (602) от 22.12.2011

Открытое письмо главных редакторов ведущих печатных периодических изданий Саратова главе «Муниципального образования «Город Саратов» О. В. Грищенко

На 21 декабря письмо подписали: Д. Есипов («Репортер», «Саратов криминальный») Д. Шишкин («КП-Саратов»), О. Винс («АиФ-Саратов»), А. Свешников («Богатей»), В. Горичев (ГАУ «Саратов-Медиа»), Л. Шевцова («Карьера»), Н. Дубровская («Работа для вас»), Р. Мерцлин («Новые времена»), В. Рогожин («Резонанс»), Д. Перетятько («Родной город»), В. Белинский («Сканворды») Сбор подписей продолжается.

Уважаемый Олег Васильевич!

2 декабря в Саратове, на углу улиц Чернышевского и Провиантской, среди белого дня был демонтирован и увезен киоск, принадлежащий ОАО «Роспечать». С правовой точки зрения произошедшее вполне можно квалифицировать как разбойное посягательство на чужую собственность. Случай беспрецедентный за 93-летнюю историю владельца снесенного киоска – крупного распространителя печатной продукции в областном центре и губернии. При этом наивно было полагать, что погромное, в сущности, действо совершено без ведома и санкции городской власти. Подтверждение тому не заставило долго ждать. Мы имеем в виду Ваш комментарий публикации в интернет-газете «Четвертая власть» об отказе администрации города продлить договоры аренды земельных участков, занимаемых газетными косками ОАО «Роспечать».

В Ваших высказываниях не чувствуется и тени сомнений в праве на вседозволенность, которая была продемонстрирована при ликвидации киоска за 2 дня до выборов в Государственную Думу РФ. Говорится о решимости «не идти на уступки». Что же касается Вашей искренности, убежденности в правильности, целесообразности, полезности, законности намерений администрации, то… Здесь нам хотелось бы сохранить все-таки надежду на торжество здравого смысла. На понимание того, что никакая благая цель не оправдывает правила: «лес рубят – щепки летят», что по-настоящему ответственный руководитель должен уметь вовремя признать ошибку и исправить ее, не допустив необратимых, возможно, последствий.

Постановлением Саратовской городской думы № 516 от 16. 03. 2011 года местные законодатели просто не включили 36 киосков ОАО «Роспечать» (четвертая часть киосковой сети предприятия в Саратове) в схему размещения нестационарных торговых объектов на земле муниципалитета. Сделали вид, что не существует пункта 6 статьи 10 Федерального закона № 381–ФЗ от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», где говорится: «Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы»? А как быть со статьей 25 Федерального закона № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»: «Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов – не допускается»?

Легкость, с которой проигнорированы приведенные нормы права, прослеживается и в другом. Да, формально киоски печати считаются нестационарными торговыми объектами. Однако лишь те, кто не держал в руках газеты, журнала, могут не понимать социальной, информационно-просветительской значимости этих объектов. Ставить их в один ряд с прочими «ларьками», подлежащими сносу в неустановленных местах, – это либо узость мышления, либо лукавство. Сравнивать с «барахолками в городских скверах» объекты, которые скрепляют информационное пространство города, служат обеспечению свободного доступа горожан к информации, реализации конституционного права на нее – это, Олег Васильевич, по меньшей мере, некорректно. А вот слишком широкое толкование понятия «территории общего пользования», на мысль о котором наводит Ваш комментарий «Четвертой власти», может привести к абсурдному утверждению, что такой территорией является весь Саратов, посему в нем вообще не должно быть «нестационарных» киосков печати.

Среди якобы имеющихся у города «весомых причин» не заключать новые договоры аренды земельных участков назван несовременный внешний вид киосков ОАО «Роспечать». «Многие предприниматели, к сожалению, привыкли получать от бизнеса прибыль, ничего не вкладывая в его развитие»,– резюмирует глава МО в своем комментарии. Олег Васильевич, Вам в самом деле неизвестно, что именно ОАО «Роспечать», получив 2010-м утвержденный в архитектурном управлении администрации проект киоска, за полтора года установило в строгом соответствии с ним на территории города 15 объектов при стоимости каждого около 300 тыс. рублей? Еще столько же новых киосков предприятие планировало установить в 2012 году.

Но появилось на свет вышеназванное постановление гордумы с «усеченной» схемой размещения нестационарных торговых объектов. Спутало карты и последовавшее затем предупреждение, что архитекторы вот-вот предложат другой, более современный проект киоска. Год на исходе, ни один из проектных вариантов не прошел необходимых согласований, не утвержден, распространителям печати не вручен. И нет гарантии, что это произойдет скоро: цена первого варианта в полмиллиона рублей грозит предпринимателям банкротством, эскиз второго пугает размерами фундаментальной громады высотой под 4 метра. Представьте нечто подобное, скажем, на проспекте Кирова… Может быть, стоило вначале разобраться со всем этим вместо того чтобы «кошмарить» ОАО «Роспечать», загонять в угол предприятие, которое, кстати, признано одним из лучших региональных дистрибуторов печатной продукции в России?

Ситуация с готовящейся «зачисткой» киосковой сети розничной торговли печатной продукцией стала предметом обсуждения на состоявшемся 28 октября круглом столе представителей саратовского медиасообщества. Руководители ведущих периодических изданий высказали серьезную озабоченность усиливающейся «эпидемией» по ликвидации дистрибуторских объектов печати. Острая обеспокоенность возможными последствиями – резким спадом газетных тиражей, объемов полиграфических услуг, сужением информационного пространства Саратова и губернии, массовым сокращением рабочих мест на медиарынке, – прозвучала в выступлениях других участников круглого стола. Говорили об адекватных мерах, формах защиты информационного бизнеса. Согласились в том, что одной из них должна стать консолидация усилий посредством создания корпоративной ассоциации заинтересованных структур и предпринимателей.

Олег Васильевич, это нормально, что издатели и распространители печати Саратова вынуждены искать пути и средства защиты в своем родном городе – и от кого?!

Не исключено, что в Вашем окружении нет специалистов, способных просчитать конкретные последствия «антикиосковых» действий администрации и представить Вам нужную информацию. Разрешите нам сделать это за них. Потеря «Роспечатью» почти 40 киосков повлечет за собой увольнение около 200 работников ОАО – киоскеров, сортировщиков печатной продукции, водителей автомашин. Потребуется существенная переналадка производственного процесса, но и она может не остановить дальнейшее обрушение рентабельности работы предприятия.

Вам лучше, чем кому-либо, известна больная проблема наполняемости бюджета города. Находясь на общей системе налогообложения, исправно выполняя свои обязательства перед бюджетами всех уровней, только за 9 месяцев текущего года ОАО «Роспечать» уплатило более 26 млн рублей налогов. Или уже не нужен Саратову крупный и добросовестный налогоплательщик в лице этого предприятия?

Сейчас оно распространяет около 800 наименований изданий общим разовым тиражом более 2 млн 200 тыс. экз., в т. ч. 91 региональное издание разовым тиражом 300 тыс. экз. Насколько уменьшатся эти объемы после «урезания» его киосковой сети? На четверть – как минимум, но возможен и максимум, о котором не хочется даже говорить… По крайней мере, совершенно ясно, что может уйти в небытие большинство региональных общественно-политических и ежедневных изданий: они нерентабельны, но ОАО «Роспечать» не отказывается от их распространения.

Подсчитано: с исчезновением киосков, объявленных администрацией города вне закона, лишатся возможности свободно приобретать печатные СМИ в привычных для себя местах не менее 20 тыс. жителей Саратова. Олег Васильевич, Вам как руководителю, призванному заботиться о целостности информационного поля, поддержании в городе социальной стабильности, особенно в период подготовки к выборам президента страны, – это нужно?

Еще свежи в памяти победительный пафос, эмоциональный подъем, в атмосфере которых проходили оба съезда политической партии «Единая Россия» перед выборами в Государственную Думу РФ. Сколько многообещающих посылов звучало на них в части развития демократии, укрепления справедливости, поддержки предпринимательства, устранения бюрократических помех в бизнесе, сокращения безработицы, близости к насущным нуждам людей, учета их мнений по различным проблемам! Позвольте же нам оставить за собой право судить, как сообразует с этими провозглашенными приоритетами свои решения и дела видный саратовский единоросс.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21122011234038&oldnumber=602