"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (602) от 22.12.2011

Очевидец

Хэнд-мэйд: реальность и перспективы

22.12.2012

Светлана ТЕНЕТКО

Рождественские и новогодние ярмарки, пожалуй, самые яркие и праздничные. В Европе они стартуют задолго, по нашим меркам, до праздников – где-то с конца ноября и заканчиваются накануне или после католического Рождества. Самая продолжительная по времени, пожалуй, пражская, она заканчивается после новогодних праздников и иногда захватывает православное Рождество.

Новогодние ярмарки привлекают и туристов, и производителей как крупных, так и мелких всевозможных сувениров, новогодних украшений, всевозможных милых мелочей и подарков. И, конечно же, практически ни одна ярмарка не обходится без национальных сладостей и глинтвейна, которым можно согреться почти на каждом углу. Вся эта ярмарочная суета создает особое настроение ожидания праздника. Кто хотя бы раз попадал на рождественские ярмарки, поймут, о чем я говорю и, наверное, вспомнят те ощущения, которые возникали при виде того рождественско-новогоднего «богатства», которое возвращает в детство.

Оставим старушку Европу и вернемся на саратовскую землю. Что мы имеем сегодня, когда до новогодних праздников осталось чуть больше недели. Елка на площади, лотки с шариками, гирляндами и мишурой на проспекте – вот пока и все «праздничное» изобилие.

Триумфальная «Ворона»

После летнее-осенних «каникул» отдохнув, набравшись сил и основательно подготовившись, стартовал шестой арт-маркет проекта «Рыжая ворона». В этот раз устроители, учтя все пожелания участников, проводят рождественско-новогоднюю ярмарку в одном из крупнейших саратовских торговых центров – «Триумф Молле». Более того, «Ворона» не ограничится одним-двумя днями, как раньше, а захватит оба Рождества и все новогодние каникулы, начав работать уже с 15 декабря.

Идея выйти в «Триумф Молл» совпала с собственным проектом торгового центра, удачно вписавшись в новогодне-рождественскую концепцию. Поскольку концепт арт-маркета немного изменился, то традиционной шоу-программы и модных показов в этот раз не будет. И ярмарка будет более приближена к европейскому варианту. Хотя официальный старт «Вороны» был 15 декабря, по просьбе администрации «Триумф Молла» «пилотный» выход «Вороны» начался немного раньше - 10 декабря. Как оказалось, еще не все горожане знают о «Вороне», и, по мнению мастеров, стоявших «на разогреве», интерес к рукотворным вещам, будь-то стильные сумки или элегантная одежда, у саратовцев есть.

Новым в проекте арт-маркета станет смена мастеров и соответственно экспозиции каждые пять дней. Так, уже 20 декабря «Ворона» обновит свои стенды. Поскольку проект новогодний, то и представленный ассортимент мастеров преимущественно на праздничную тематику: новогодние игрушки и аксессуары для интерьера в технике фьюзинг от Ирины Фадеевой, открытки, подарочные альбомы и другие приятные мелочи скапбукинга от Лилии Лукониной, миниатюрные дизайнерские елочки от Лилии и Минзили Мунировых и много других подарков, сувениров, сюрпризов и чудесных авторских вещей. Среди которых авторские коллекции модельера Марины Sapega (см. «Богатей» № 43 от 15 декабря 2011 г.). Помимо постоянных участников «Вороны», к ней решили присоединиться саратовские художники с авторской бижутерией, расписанной вручную. Это о приятном.

Теперь немного о грустном. Как рассказали корреспонденту «Богатея» организаторы «Вороны», существует вероятность, что с рождественской ярмаркой проект арт-маркетов «Вороны» завершится. Бренд «Рыжая ворона», конечно, останется, и появятся новые проекты, а какими они будут, наверное, мы узнаем чуть позже. «Ворона», как считают ее основатели, сделала свое дело – хэнд-мэйд «вышел из подполья» и саратовцы поняли, что рукотворные вещи могут быть высокого качества, авторские работы вполне конкурентоспособны на рынке аксессуаров и предметов интерьера. За два года арт-маркетов «Вороны» в Саратове прошли несколько разовых фестивалей и выставок прикладников, летом работал «Дворик мастеров», у людей появился интерес к мастер-классам. Многие из мастеров, участвовавших в «Вороне», основали свое дело, заключили контракты с магазинами и прочее, и прочее. Видимо, пора отпустить «птенцов» в свободный полет, считают основатели «Вороны».

Москва нам поможет

Минувшие выходные коридоры двух этажей художественного училища им. А.П. Боголюбова были отданы под проведение фестиваля «Город творчества», организованного Московской Ассоциацией участников рынка артиндустрии (некоммерческое партнерство, созданное для поддержки городского творчества). Москвичей поддержала местная администрация. Несмотря на то, что Ассоциация создана совсем недавно, уже проведены несколько фестивалей в регионах.

«Ассоциацией специально разработана программа развития на уровне страны, – рассказала корреспонденту нашего издания президент Ассоциации Ирина Егорова, – чтобы всколыхнуть ситуацию и дать людям возможность не только самовыражаться через разные виды творчества, но и поменять немного мировоззрение властей, показать насколько люди нуждаются и в красивых вещах, и в красивых мероприятиях и в том, чтобы создавались центры, в которых можно все это купить не раз в год, а на постоянной основе. Серьезные центры. В которых можно не только купить, но и продать – что очень важно для мастеров».

Для того чтобы горожане смогли сами попробовать освоить некоторые виды рукотворчества, во время Фестиваля в режиме нон-стоп проводились самые разные мастер классы: квилт, декупаж, валяние, роспись, керамика. Искать необходимые материалы посетителям выставки долго не приходилось – в Фестивале приняли участие самые разные магазинчики с материалами и товарами для приложения творческих идей, багетные мастерские.

По мнению Ирины Егоровой, поддержка Фестиваля со стороны города была великолепной – и со стороны администрации города, и со стороны минкульта, выделившего здание. Более того, по словам Егоровой много приехало откомандированных преподавателей из области специально поучиться на мастер-классах. В фестивале приняли участи более шестидесяти мастеров и около сорока компаний. По мнению Егоровой, выставка, по стоимости участия, была доступна практически всем мастерам.

Организаторы хотели бы передать технологию проведения подобных фестов в город. По идее, минкульт после совещания назначает ответственных, Ассоциация, со своей стороны, обещает всевозможную помощь, в свою очередь стараясь регулировать равномерное развитие всех видов творчества.

Ирина Егорова отметила развитие отрасти магазинов для творчества: за последний год в Саратове открылись около восьми новых точек. До недавнего времени, если можно так сказать, «монополистом» в этой области в Саратове был только «Феникс». На сегодняшний день, по мнению москвиичей, достигнуто понимание того, что минкульт не справится с ситуацией без привлечения бизнеса. «Не улучшится качество образования ни в детских студиях, ни в школах, пока не наладятся эти взаимоотношения. Пока люди не пойдут навстречу друг другу и не начнут помогать. – считает г-жа Егорова. – Нужно создавать центры, используя, например, западный опыт, когда старые здания, заводы, отдают полностью на откуп мастерам для создания центров творчества». Ремонт, оборудование таких центров, конечно же, делается силами тех же мастеров. В таких центрах можно не только посмотреть или купить готовые вещи и материалы, но пройти мастер-классы, обменяться опытом.

Кажется, чего уж проще, вот только не получилось разделить оптимизм Ирины Егоровой о скором создании центра. Вспомнилась незаконченная история с «Радугой», а также обещания г-на министра культуры выделить Объединению «Мастера декоративно-прикладного искусства» помещение для проведения мастер-класссов, и не появившаяся и обещанная постоянная точка продаж работ мастеров Объединения.

Звезды Фестиваля

Из работ, представленных на Фестивале, г-жа Егорова отметила высокий уровень саратовских кукольников. Куклы Арины Вадивасовой хорошо известны участникам и постоянным посетителям выставок и арт-маркетов. Недавно Арина вернулась с ежегодной московской выставки «Hello, Teddy». Из пятнадцати кукол, выставленных в Москве, до Саратова «доехали» не более пяти. Оказалось, что саратовчанку и ее кукол хорошо знают в Москве по блогам и сайтам. «Люди целенаправленно приходили на выставку и даже приезжали из соседних регионов, чтобы посмотреть кукол», – говорит Арина. Каждая кукла у Арины имеет свой характер, имя и даже паспорт. Однажды увидев хотя бы одну из кукол Вадивасовой, уже вряд ли забудешь ее или перепутаешь с работой другого мастера.

Бесспорной звездой декабрьского Фестиваля в Боголюбовке стала никому не известная доселе Светлана Дмитриева с работами в технике «шерстяная акварель, мокрое валяние». Дебют Светланы действительно стал звездным. Почти половина работ сразу была выкуплена «Фениксом» и москвичами, организовавшими Фестиваль. Устроители выставки не могли пройти мимо саратовского мастера – в ближайшем номере журнала «Арт индустрия», выпускаемом Ассоциацией, Светлане Дмитриевой будет посвящен целый разворот, поделилась председатель Ассоциации Ирина Егорова.

Светлана Дмитриева валянием занимается чуть больше года, а миниатюрами – с лета. Светлана считает себя художником-самоучкой, технику мокрого валяния освоила тоже сама – по Интернету. С маслом и темперой пробиться, как ни старалась художница, никуда не удалось. «Видимо, с шерстью я попала в струю моды, – считает Светлана. – Цель была найти такое направление, которого нет». Надо сказать, что это Дмитриевой удалось.

Среди работ Светланы Дмитриевой картины, миниатюры и броши с сюжетами импрессионистов Моне и Модильяни, пейзажи и природные зарисовки с личных фотографий художницы. Презентация работ, как и сами картины, выполнены на столь высоком уровне, что невольно Светлану принимали за столичную штучку.

Рассказ о куклах Вадивасовой и «шерстяной акварели» Светланы Дмитриевой – отдельная история, которую мы постараемся рассказать в самое ближайшее время.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21122011235330&oldnumber=602