"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (602) от 22.12.2011

Худсовет

«Снегурочка»: эффект дежа вю

Лана СОКОЛОВА

В репертуаре Саратовского ТЮЗа появилась еще одна сказка – «Снегурочка» А.Н. Островского. Сдача спектакля прошла16 декабря, накануне премьеры.

Пересказывать сюжет сказки, думается, нет смысла – история про девочку Снегурочку известна, по меньшей мере, по двум экранным лентам советских времен: полнометражному мультфильму (реж. И.П. Иванова-Вано, 1962 г.) и Ленфильмовской сказке (реж. П. Кадочников, 1968 г.).

Собственно, советские экранизации «Снегурочки» вспомнились не случайно. Что делает сказку – сказкой на сцене или экране? Декорации, костюмы, всевозможные спецэффекты, передающие атмосферу и дух сказочного мира. С декорациями и костюмами Юрия Наместникова все было, как нельзя, кстати. Костюмы основных персонажей подчеркивают характеры и четко выделяются из общей массовки. Холодный голубой цвет костюма Снегурочки (О. Самохина) оттеняет воздушность и холодность миниатюрной актрисы. Ярко-красный сарафан Купавы (М. Климова), напротив, подчеркивает жизнерадостность героини. Теплые тона, используемые в одежде берендеев, лишний раз подчеркивают «принадлежность» персонажей к «детям» Ярилы-Солнца. Музыка, видео и спецэффекты добавляют колорита и сказочности в действо.

Декорации и костюмы почти не ассоциируются с советскими экранизациями, а вот интонации Снегурочки вызывают ощущение дежа вю с ленфильмовской сказкой. Неспешность, немногословность, холодность Снегурочки в фильме компенсируется видеорядом природы, но на сцене выглядит несколько статично – Снегурочка в первом действии становится похожа на фарфоровую куклу с застывшим выражением на лице, бродящую по сцене и кланяющуюся, как «китайский болванчик». Практически «безликим» предстает в первом выходе и Мизгирь (Р. Дивляшин), и лишь во втором действии мы действительно видим «не мальчика, но мужа» – уверенного в себе, страстного, готового горы свернуть ради достижения цели.

Первое действие спектакля получилось несколько неровным по темпоритму и немного напоминало неисправный кинопроектор, когда пленка то тянется и останавливается в стоп-кадре, то, наоборот, идет быстрее, чем нужно. Наверное, ко второму действию премьерные волнения улеглись, актеры «разыгрались», но действо пошло живее. Хотя сцена соблазнения или, скорее, домогательства Елены Прекрасной (Ж. Волошина) красавчика-пастуха Леля (М. Селиванов) вызвала некоторое недоумение чрезмерной эротичностью (до полной обнаженки, правда, дело не дошло, но супружница советника царя, кидающаяся, как нимфоманка, на молодца…). Из авторского текста слов не выкинешь, только вот возникает вопрос: а нужно ли было придерживаться этой точности в спектакле для детей? Сказка без этой сцены ничего бы не потеряла. Хотя, если подумать, и не такое видали на этой сцене…

На наш взгляд, наиболее точными в попадании в образ были Бобылиха (Т. Цихан) и Бобыль (А. Карабанов). Их персонажи выглядели самыми естественными и «живыми» на протяжении всего спектакля.

В общем и целом спектакль получился красочным, выдержанным в стиле сказки, но очень напоминающим ремейк ленфильмовской «Снегурочки», перенесенный на театральные подмостки. Хотя тем, кому в детстве не повезло посмотреть передачу «В гостях у сказки», вероятно, ощущения дежа вю удастся счастливо избежать.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21122011235407&oldnumber=602