"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (602) от 22.12.2011

Худсовет

Уродство по-болгарски

22.12.2011

Екатерина БОГДАНОВА

На встрече с журналистами, рассказывая о почти уже готовом премьерном спектакле «Урод» по пьесе Мариуса фон Майенбурга, болгарский режиссер Явор Гырдев обронил фразу о том, что величина главной сцены Саратовского театра драмы привела его в замешательство. Пьеса, на которой остановил свое внимание режиссер, даже уместнее смотрелась бы в камерном антураже, если бы не одно «но»: грамотная работа с пространством главной сценической площадки изменила ее до неузнаваемости.

Самыми первыми с «Уродом» познакомились зрители, пришедшие в понедельник вечером в академдраму на генеральный прогон. Вернее, знакомиться им пришлось не столько с «Уродом», сколько со сценой в видении болгарского гостя. Ее внешний вид стал полной неожиданностью. За белым и пушистым занавесом, причем в прямом смысле этого слова (занавес состоял из перьев), как оказалось, скрывалось многоуровневое пространство, которого саратовская публика, пожалуй, доселе еще не видела.

Технически сцена была поделена сразу несколькими занавесами, поднимающимися и опускающимися поочередно, и такое решение позволяло осуществлять плавную смену сцен, а вместе с ними, пусть и немудреных, но декораций.

Основным акцентом в постановке, как кажется, стали костюмы и грим героев, выполненные Елицей Георгиевой в близком к готическому стиле. Во всяком случае, внимание аудитории образы семи, а по сути – четырех действующих лиц (некоторые актеры взяли на себя исполнение ролей персонажей-двойников) приковывают к себе с самого начала.

Эльвира Данилина, сыгравшая одновременно жену и любовницу главного героя Летте (Игорь Баголей), изысканна и неузнаваема в том образе, который создала для нее Елица Георгиева. С другой стороны, к амплуа роковой красотки и очень женственным типажам актрисе не привыкать, так что откровенный образ соблазнительницы Фанни, которую режиссер увидел жгучей брюнеткой, пришелся, видимо, как нельзя кстати. Удивительно, но при том, что женская роль в сценарии только одна, своей игрой Эльвире Данилиной удается сделать так, что женского и женственного на сцене начинает казаться много. Неизбывный партнер Данилиной Игорь Баголей как раз-таки и исполнил роль «урода» – инженера Лете, служащего крупной компании с амбициозным г-ном Шефлером (Владимир Назаров) во главе.

Фабула пьесы или, если угодно, «сатирического кабаре», была встречена саратовской публикой на ура, так что ожидания Гырдева обманутыми, надо думать, не оказались.

Сюжет немецкого драматурга на удивление прост, а сама пьеса не содержит в себе ничего лишнего. От природы Летте досталась столь отталкивающая внешность, что однажды она становится для героя помехой и в семейной жизни, и в построении служебной карьеры. На помощь приходит пластическая операция, мысль о которой, как о единственном возможном спасении, закрадывается в голову персонажа после того, как он неожиданно узнает от других о своем чудовищном уродстве.

За исправление этого недоразумения берется пластический хирург Шефлер, но операция проходит не только успешно, но еще и неожиданно: Летте вдруг получает совершенное лицо, и из редкостного урода превращается в эталон мужской красоты. Дальше сюжет закручивается по примеру бразильского сериала, но финал, несмотря на душевные терзания главного героя, оптимистичен и даже тяготеет к философичности.

Можно только предположить, как следовало бы постараться гримерам, чтобы хорошенько обезобразить внешность Игоря Баголея. Но те пошли не самым сложным путем: загримированными не то под готов, не то под кибер-панков оказались все задействованные в спектакле актеры. Отдельно хочется сказать про образы артистов Владимира Назарова и Андрея Седова (Карлманн) – они «справились» со своими персонажами на редкость удачно.

Обилие спецэффектов в короткой, в общем-то, постановке приятно – во всяком случае, глазу. Удовольствия не меньше, чем от лучших приложений для iphone. Хотя при этом складывается ощущение, что зрелищная часть в «Уроде» доминирует над содержательной. Но так ли это важно, если предновогодняя обновка академдрамы гарантированно будет иметь зрительский успех?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21122011235447&oldnumber=602