"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (607) от 09.02.2012

Худсовет

Шапито сгорел, а «клоуны» – остались

Лана СОКОЛОВА

В Доме кино начался показ фильма режиссера Сергея Лобана и сценариста Марины Потаповой «Шапито-шоу». Фильм, вышедший в прокат в конце января, не заставил себя ждать в Саратове. За что отдельное спасибо Дому кино.

«Шапито-шоу» – два фильма, в каждом из которых две абсолютно разные истории. В принципе, последовательность просмотра частей особой роли не играет. Но, думается, что все же смотреть обе части лучше сразу, хотя выдержать почти четыре часа трудновато, но это того стоит.

«Шапито-шоу» надо смотреть, скорее всего, приняв правила игры, которые режиссером озвучиваются буквально с первых кадров: «Не стоит смешивать два мира: реальный и вымышленный. Просто реши для себя, какой ты предпочитаешь…».

Двое завсегдатаев соцсети знакомятся в Интернете и едут вместе отдыхать. Глухой работник хлебозавода прибивается к весьма странной компании «пионэрского отряда имени Саманты Смит». Знаменитый артист тащит сына – абсолютно урбанистического мальчика – в горы, продюсер – имперсонатора Цоя на концертный чес. Сюжетные линии объединяет время – лето, место – Крым, Симеиз и результат – ни у кого ничего друг с другом не выходит.

Части фильма: «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество» так или иначе, пересекаются между собой. И как «все дороги ведут в Рим», так дороги героев четырех новелл приводят их в «самое культовое место – «Шапито-шоу». Собственно, «Шапито» можно назвать одним из персонажей, объединяющим все четыре новеллы. Изобретательным стебом фигурируют единорог, летающий Элвис, близнецы майклы-джексоны, Мамонов без звука, гигантский Мойдодыр, черные «гипнокруги» на афишах шапито и многое другое.

В результате получается трагикомедия с элементами гротеска (правда, личная неудача человека для него самого часто принимает размеры трагедии) об универсальных ценностях. Возможно, фильм и воспринимался бы исключительно как стеб, если бы не «коронный выход» персонажа каждой части на подчеркнуто-искусственную авансцену шапито с музыкальным номером под дурацкий синти-поп, превращающего эти выпендрежные вставки в проникновенные дайджесты каждой истории.

Герои новелл, в сущности, ведут себя как дети или заигравшиеся взрослые, что почти одно и то же, разница лишь в размерах «песочницы» и «игрушек». Дело даже не в играх в «пионэров» и «индейцев», в виртуальность и реальность… Так же, как дети, герои «Шапито» эгоистичны, жестоки и беспощадны в своих суждениях, оценках, поступках, особенно по отношению к друзьям и близким.

В финале каждой новеллы шапито сгорает, как и в конце фильма, но все персонажи остаются живы. Умирают, портятся, изживают себя отношения между людьми, каково бы ни было их содержание. Возникнет ли на пепелище что-то новое – ответ повисает в воздухе, но внимательный зритель, думается поймет подсказку авторов...

«Шапито-шоу» нашпигован шутками – а что остается попавшему в неудобную ситуацию, как только отшучиваться? Вполне возможно, что «Шапито» растащат на цитаты, например, как гайдаевские комедии.

Фильм вызвал полярные мнения у зрителей: кто-то считает его гениальным, для кого-то он стал скучным и неинтересным. В любом случае – равнодушным публику он не оставил.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9022012111547&oldnumber=607