"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (609) от 01.03.2012

Худсовет

«Дон Кихот» от Кирилла Симонова

Светлана ТЕНЕТКО

Минувшая неделя выдалась богатой на театральные премьеры. 22 февраля в театре оперы и балета наконец-то дождались балета Людвига Минкуса «Дон Кихот» (хореография М. Петипа, А. Горского, К. Симонова). На саратовской сцене в последний раз этот балет ставился почти двадцать лет назад – в 1993 году.

«Дон Кихот», пожалуй, один из самых популярных классических балетных спектаклей и, по мнению балетмейстера Кирилла Симонова, он должен быть в репертуаре любого театра оперы и балета. Предложение же поставить этот спектакль в Саратове для Симонова, надо сказать, было несколько неожиданным, поскольку его «любовь» лежит больше в области современной хореографии, но иногда случается возвращаться к старой доброй классике, от работы с которой балетмейстер получает не меньше удовольствия и считает, что без классических основ не может существовать и современная хореография, какой бы замечательной она ни была.

Вернемся к «Дон Кихоту», которого, по мнению Симонова, нужно ставить или в классическом стиле, или в современном, а всякие новаторские штучки, выбивающиеся из общей классической канвы, все же не слишком уместны. Но некоторые «нововведения» от Симонова в этом спектакле все же имеются. Прежде всего, саратовский «Дон Кихот» идет в оригинальной музыкальной версии без купюр; Симонов постарался до минимума исключить «наследие советских времен» – многочисленные длинные поклоны танцовщиков после каждого номера, мизансцены, растянутые в советских версиях до бесконечности, насыщены действием игровыми живыми действиями, чтобы было интересно и понятно зрителю, при максимально увеличенном темпе. Растянутые темпы «советских версий» уже давно не соответствовали оригинальным темпам партитур и порой даже подстраивались под танцовщиков.

Если представить первоначальную постановку балета, то, конечно, саратовский «Дон Кихот» претерпел некоторые изменения в хореографии, хотя за основу взят классический вариант Петипа – Горского, в который вплетена очень корректно хореография Симонова.

Например, в спектакле можно выделить большую сцену авторской редакции Симонова – сцена сна Дон Кихота с нимфочками, амурчиками и прочими сказочно-волшебными персонажами. Но эта сцена никоим образом не выпадает из общей канвы спектакля, вероятно, еще и потому, что поставлена она в стиле больших имперских балетов Петипа. Художником по костюмам Ириной Коровиной (Санкт-Петербург) специально сделаны огромные пачки – достаточно объемные, немножко вычурные. «Наши костюмы совсем не характерны для постановок советской эпохи, с уже «сглаженной стилистикой». Мы решили добавить такого имперского шика, возможно, кому-то это покажется чрезмерно насыщенным, но в этом есть «некий аромат и вкус старинного императорского театра», – поделился с нашим изданием Кирилл Симонов.

С питерским художником по костюмам Ириной Коровиной Симонов постоянно сотрудничает в работе над классическими постановками. Ирина Коровина, по мнению Кирилла, высококлассный специалист, всю жизнь проработавший в Мариинке и занимавшийся реконструкцией большого количества спектаклей. Можно сказать, что почти все спектакли, идущие в Мариинке последние десять-пятнадцать лет, прошли через ее руки. Поскольку Коровина технолог и прекрасно конструирует по старинным эскизам костюмы, то для Симонова было важно, чтобы специалист рассказал, а может, даже и показал технологию изготовления костюма.

Результат этой работы был впечатляющим. Костюмы и декорации спектакля создавали стильный визуальный ряд. Добавим к этому прекрасную работу оркестра (дирижер Аркадий Шур) – одну из немаловажных, а порой и самых важных составляющих спектакля. Замечательный театральный оркестр по-хорошему удивил Симонова при первом знакомстве (всякое бывает - и иногда качество звучания провинциальных оркестров оставляет желать лучшего).

По словам постановщика, местная балетная труппа, хотя последние годы и находилась в состоянии некоторой стагнации, что несколько отразилось на профессионализме, в целом все же не разочаровала. Но даже за столь короткий период работы над спектаклем Симонову все же удалось «разбудить» и вдохнуть «новый импульс», провести «ребрендинг» саратовских танцовщиков. Давая свою оценку спектаклю, Кирилл Симонов считает, что работа удалась процентов на семьдесят. Конечно, всегда есть какие-то нюансы, которые по разным причинам (например, устаревшее оборудование театра) не получается воплотить в жизнь. Балетмейстер надеется, что правительство, минкульт и прочие властные структуры все же обратят внимание еще и на этот театр.

А зрителям, пока «ребрендинг» труппы еще «действует», стоит посмотреть это действительно красивое, яркое и динамичное действо.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1032012035404&oldnumber=609