"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (611) от 22.03.2012

Худсовет

В ящике манипуляций

Светлана ТЕНЕТКО

В основу нового спектакля «Свободного театра», премьера которого прошла в минувшую субботу в ДК «Россия», легли две одноактовые пьесы Славомира Мрожека «Вдовы» и «В открытом море», объединенные конвой рассказа «В ящике», ставшего названием спектакля.

«В ящике» – рассказ о том, что человек, имея возможность чувствовать себя Богом для кого-то меленького, в свою очередь, становится сам маленьким для кого-то другого. Тема манипуляции человека человеком существует всегда: мы манипулируем друг другом в семье, нами манипулирует начальство, так или иначе мы зависим от погоды – поэтому мы все находимся в своего рода «ящике» разных зависимостей. Создатели спектакля решили, что один рассказ, положенный в основу, раскроет все темы, затронутые в спектакле, и не сказать о нем ни слова было бы не совсем верно, видимо, поэтому он и вынесен в название.

Драматургические произведения Мрожека принято причислять к сформировавшемуся в шестидесятых условно названному «театру абсурда», а вернее, некому этико-эстетическому пространству, в котором работали Эжен Ионеско, Сэмюэл Беккет, Фернандо Аррабаль и др. Ионеско называл свои драматические опыты «театром парадокса». Это определение весьма удачно подходит и к пьесам Мрожека, где происходит не столько то, что «не может происходить», сколько путем театрального гротеска: при помощи нагнетания художественных средств жизненные ситуации предельно обостряются, сатирически укрупняются.

Жизнь сама по себе и предельно абсурдна, и чудовищно парадоксальна. «Все, что происходит на сцене, – писал Мрожек в эссе «Театр и действительность», – имеет свое начало и конец, но что гораздо важнее – не имеет никаких последствий. Совершенно иначе обстоит дело в действительности, где отдаленные последствия наших поступков становятся, в конце концов, непредсказуемыми. Сознание того, что цепочка причин и следствий будет продолжаться даже после нашей смерти, невыносимо. Ведь наш конец должен быть концом всего на свете. Зато мы всегда знаем, как закончится действие на сцене. Действия без последствий – это приманка для любой игры, не только театральной. Именно она заставляет нас играть – в театр, в шахматы, в карты, во что угодно».

Во «Вдовах» из, казалось бы, трагедийной ситуации лихо закручивается любовный четырех– или даже пятиугольник, в который играют или играли жены и их уже покойные мужья. В итоге, путем длительных умозаключений и анализа ситуации, обе «обманутые в лучших чувствах» вдовушки (С. Колобова, З. Исмаилова) готовы объединиться против «счастливой соперницы», как они полагают.

«А не съесть ли нам мужчину…», так, скорее, можно было бы назвать вторую часть спектакля. Ситуация, в которой оказались трое джентльменов (Д. Воробьев, Д. Бастылев, В. Белоусов), потерпевших кораблекрушение, чем-то напоминает чаплинскую «Золотую лихорадку» – есть хочется, а нечего. Поскольку перед нами джентльмены, то вопрос о том, кто же должен быть съеден, герои пытаются решить «цивилизованными» способами – от жребия до выборов с соответствующей «предвыборной кампанией» и «голосованием».

Небольшой эпизод истории о «выборах» оказался, что называется, «на злобу дня». По словам режиссера Ии Воробьевой, «выборная тема» вначале немного смущала именно тем, что зритель соотнесет ее с прошедшими событиями в стране. Изначально политической подоплеки даже не предполагалось, поскольку, как считают в театре, тема «про выборы», по сути, на один день. Но из текста слов не выкинешь, а они – почти сплошь цитаты из нашей повседневной политической жизни.

Чтобы не возникало стойких аллюзий с политикой, в спектакле присутствуют две темы: мужская и женская. Мужчины от нечего делать «развлекаются» политикой, выясняют свои родословные, а дамочки, в свою очередь, «моют кости» своим половинам и развлекаются по-своему, по-женски. На поверку все это оказывается довольно мелким и незначительным, маленькие человечки со своими маленькими проблемками.

Мрожек создает своих человечков и как бы помещает их под пресс. Поскольку начинал он как карикатурист, об этом вспоминается, когда смотришь на свободу, с которой он комкает судьбу своего персонажа. Основной конфликт многих литературных и драматических произведений – столкновение героя и среды. В них герой превозмогает или претерпевает что-то. Мораль – «Человек – это звучит гордо». Мрожековский Человек, наоборот, звучит скорее жалко. Жалкость, возведенная в сотую, тысячную степень абсурда, как бы растворяется в нем, теряя свою суть, уступая место сарказму, отражающему, как зеркало, окружающий повседневный абсурд.

«Завтра – это сегодня, да только завтра», – так звучит один из грустных афоризмов Мрожека. Актуальность – это злободневность, которая на время ушла, потом вернулась, снова куда-то ушла и т. д. Мрожек актуален, как актуален Шекспир. Есть вещи, которые вечны, потому что повторяются.

P. S. В скором времени в городе появится еще одна «Ворона», на этот раз белая. «Свободный театр» вырос из штанишек самодеятельного театра, в нем появился костяк актеров, готовых полностью посвятить себя служению Мельпомене и Талии. «Белая ворона» планируется как проект театра-студии, в который будут включены и школа со всевозможными эксклюзивными тренингами, в том числе и по актерскому мастерству, и праздничное агентство по проведению различных юбилеев, флэш-мобов, возможно, нестандартных свадеб и прочее, и прочее.

Идея – взбудоражить саратовцев, избавив их от серой скушнятины. Под брендом «Белая ворона» театр планирует работать на разных городских площадках со спектаклями, как старого, так и нового репертуара, в который планируется включить и детские. Решение выйти в свободное плавание зрело давно и, наконец, пришло к логическому завершению, естественно, не без помощи заинтересованных в «раскрутке» театра людей. То, что многие могут посчитать абсурдными, нереальным, и много других «не», актеров, как и режиссера, точно не пугает. Театр, играющий абсурд, прекрасно знает, как жить с ним и в нем. Потому «Белой вороне» – птице смелой и на крыло сильной - нет другого выхода, как взлететь высоко.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22032012115232&oldnumber=611