"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (614) от 12.04.2012

Пресс-Клуб

Мотылек, наколотый на булавку

Лана СОКОЛОВА

Саратов вновь ожидает премьера. На постановку оперы «Чио-Чио-Сан» («Мадам Баттерфляй») Джакомо Пуччини пригласили питерского режиссера из Мариинского театра Александра Степанюка и московских художников Устиновых. Алексей Степанюк известен как один из самых ярких и интересных оперных режиссеров.

Встреча саратовских журналистов с режиссером прошла почти в камерной обстановке, больше располагающей для беседы, чем для привычного формата вопрос – ответ. Впрочем, в этом была особая «изюминка», поскольку не так часто нам предоставляется возможность не просто услышать, а, скорее, увидеть и попытаться почувствовать атмосферу, в которой художник (режиссер тот же художник, только первый работает с красками и холстом, а второй – с актерами и музыкантами) создает свое произведение. Ведь мы видим уже готовый результат работы, а «творческие муки» остаются для нас за кадром.

В чем же все-таки успех спектакля? В правильно подобранном актерском составе, удачной режиссуре, яркой работе художников, музыкальном сопровождении? Настоящий успех спектакля, по мнению Алексея Степанюка, – это гармония всех компонентов и актерской игры, и музыкального сопровождения, и музыкальной трактовки. Музыкальная трактовка совпадает с трактовкой режиссера крайне редко. «Сделать из Бориса Годунова Путина – это не есть искусство, – считает Степанюк. – Это, скорее, очень вредный ход для людей, которые приходят в театр познавать прекрасное, если они еще способны его познавать. Мы уже скатились до настоящего низкопробия…». После этого стоит ли удивляться, что наши дети не знают нашей истории и ведут себя очень жестоко по отношению к тем, кто слабее и беззащитнее их. Подобные вещи, к сожалению, становятся уже банальными. И потому «опера – это наша защита от внешних обстоятельств и попытка привнести в жизнь зрителей, приходящих в зал, представление о «другой» жизни, о том, что такое любовь, предательство, о том, как следует себя вести, как словом можно убить или спасти», – подчеркнул режиссер.

Не обошли представители прессы вопрос об отношении Алексея Олеговича к представителям своей профессии. «Критика – это хорошее лекарство нашему тщеславию, заметил наш гость. – Лекарство, если оно не поддельное, помогает; к сожалению, как и в нашей фармацевтике, очень много контрафакта. Поэтому в критике также нужно отличать контрафакт от истинной критики».

Собравшихся, конечно же, интересовал вопрос о том, кто же будет исполнять ведущие партии в новом спектакле. По словам Степанюка, Ольга Кочнева (мадам Баттерфляй в первом составе) несомненный лидер, актриса импульсивная, остро реагирующая на все поставленные задачи, интуитивно находящая решении в заданном направлении.

Только пять своих спектаклей, в том числе и «Очарованный странник», Степанюк считает удачными, а 95 процентов – спектакли хорошие. И как режиссер, он не позволяет себе опускаться до уровня планки непрофессионализма, как саратовский «Садко». Напомним, что именно «Садко» был дебютным спектаклем Алексея Степанюка на сцене Мариинского театра – так что этот спектакль ему известен, пожалуй, как никому другому.

Поскольку мы уже видели различные трактовки классических опер, то вполне закономерным стал вопрос о стиле постановки: классика или авангард. Ответом режиссера можно считать мнение о «Садко», которого он успел посмотреть: «Дурдом на дому. Я не понимаю, при чем тут медведи, Волхова и гусляр, который гусли взял один раз…». О стиле постановки Степанюк решил не распространять – ведь смотреть будет неинтересно, но журналисты – народ дотошный, и дабы удовлетворить наше любопытство, был обозначен «стиль кинематографа».

Если вчитаться в подстрочник либретто оперы, то можно увидеть очень прихотливые тексты, считает Алексей Олегович, в которых говориться о том, что такое слово, любовь, верность, всепрощающая любовь, святость. Мадам Баттерфляй ренегатка не потому, что вышла замуж за иностранца, а потому что не такая, как ее сородичи. Такая вот «белая ворона» по природе своей души, которая не укладывается в узкие рамки менталитета японки. Этот ряд можно было бы продолжить Кармен, Германом – людьми, которых, вероятно, можно, по мнению режиссера, назвать душевными мутантами. «Любовь главной героини беззаветна и слепа, и эта «любовная слепота» не проходит со временем (как это часто бывает), она остается верна своей слепоте, и в этом ее святость», – считает Степанюк. Показать жестокость, порой истеричность, переменчивость настроения главной героини в спектакле – одна из задач, которую режиссер ставит перед актерами. Мадам Баттерфляй, как комета, несущаяся с огромной скоростью, – невероятно притягательная, но грозящая гибелью каждому, кто захочет к ней прикоснуться.

Делить театры на столичные и провинциальные не в правилах режиссера, работа и с теми, и с другими ведется с одинаковой самоотдачей и «каждый раз, как первый». В настоящее время заканчиваются репетиции второго акта с первым составом.

Опера исполняется на итальянском, конечно же, как обычно, будет русский подстрочник, но режиссер уверен, что если зритель обращается к переводу, значит – результат не достигнут. Высокая планка, поставленная Степанюком, оставляет надежду на то, что саратовский зритель увидит действительно сильный спектакль.

Премьера «Чио-Чио-Сан» («Мадам Баттерфляй») пройдет в рамках Собиновского фестиваля; любителям оперы стоит внимательно следить за афишей. Как нам кажется, этот спектакль готовит много приятных сюрпризов.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11042012222836&oldnumber=614