"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (616) от 26.04.2012

Худсовет

В классике жанра

Екатерина БОГДАНОВА

Наконец-то большая сцена Нового ТЮЗа увидела полноценный взрослый спектакль. То, как будет смотреться на ней «Капитанская дочка», руководство театра предвкушало еще тогда, когда знаменитый долгострой впервые распахнул свои двери перед маленькими зрителями, за несколько дней до Нового года. Но вот могла ли такая премьера стать громким событием уже сама по себе?

Вряд ли. Нельзя сказать, что режиссер-постановщик Адольф Шапиро, устроивший 19 апреля генеральную репетицию спектакля по собственной пьесе, написанной по мотивам знаменитой пушкинской повести, кого-нибудь удивил или хотя бы постарался это сделать. Долгожданная премьера, между тем, обещала стать знаковой: ее появлением было решено отметить открытие нового театра, ведь обещание поставить «Капитанскую дочку» на сцене Большого ТЮЗа Шапиро дал в свое время еще Юрию Киселеву.

Специально к показу в Саратовский ТЮЗ были приглашены несколько видных режиссеров, критиков и других театральных деятелей со всей страны.

Сам по себе уровень задумки определенно требовал размаха. И конечный продукт получился таким, как надо: эпическим, если судить по количеству занятых в постановке действующих лиц. Участие в спектакле принял даже худрук ТЮЗа народный артист РФ Юрий Ошеров, который сыграл коменданта Белогорской крепости Миронова.

Притом, что саратовский зритель уже, казалось бы, подустал от льющейся с подмостков оглушающе громкой музыки, спецэффектов и осовремененных на скорую руку костюмов, классическое переложение описанных в повести Пушкина событий могло бы показаться долгожданным глотком свежего воздуха. Но постановка воспринимается как блюдо, в которое по недосмотру забыли положить приправ. Все чересчур хорошо, правильно, предсказуемо и … пресно. Характеры Шапиро статичны как маски площадного театра, наблюдать за ними, пожалуй, малоинтересно. Гринев в исполнении Руслана Дивлятшина горяч от того, что молод, прямолинеен и благороден. Ну и, конечно, влюблен, что заставляет его не один раз пересечься с бунтовщиком Пугачевым. Алексей Чернышев, кстати, в своем образе беглого каторжника смотрится куда убедительнее многих. И дело не столько в тонкости актерской игры, сколько, наверное, в том, насколько верно режиссеру удалось угадать с распределением ролей. Распределение это, видимо, совершалось столь скрупулезно, что Артему Кузину достался на удивление незначительный персонаж – первый ямщик. Лицо Кузина зато предстает перед зрителем одним из первых, и по нему сразу можно сделать вывод о том, что артист старается. Его безымянный персонаж мчит Гринева в самую непогоду в северный Оренбург и настроен он явно на философско-равнодушный лад, доступный пониманию лишь исконно русской души.

Сама капитанская дочка Маша, которую играет Анастасия Бескровная, предстает крайне блеклым персонажем, типичной кисейной барышней, от образа которой режиссер и сами актрисы не стали отступать.

Признаться, не будит воображение и сценография художника Юрия Харикова. Единственная идея, которую попытался вложить в свои творения художник, сводится к производству костюмов и декораций, выдержанных в черно-белой символике написанного от руки текста. Очевидно, это попытка обыграть взятый в качестве эпиграфа к пьесе отрывок из известного пушкинского стихотворения «Бесы». Его зрители находят в программке и считывают с экрана перед началом спектакля.

Эмоционального послевкусия, за которым хочется снова и снова приходить в театр, «Капитанская дочка» – такая, какой она получилась в ТЮЗе – увы, не оставляет. Но стоит ли унывать? Главное, что испортить Александра Сергеевича сложнее, если вообще возможно, чем поставить обыкновенный спектакль.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25042012233341&oldnumber=616