"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (616) от 26.04.2012

Жанры

Граффити как образ жизни

Светлана ТЕНЕТКО

Неделя для представителей саратовских некоторых СМИ началась несколько необычно. Вместо традиционной пресс-конференции с вопросами и ответами журналистам предложили «прогуляться» по «злачным местам» саратовских граффити. Проводником в мир стрит-арта стал директор граффити-магазина Олег Зябкин. «Граффити-проект» проходил в рамках дней Франкофонии, проводимых организацией «Альянс Франсез-Саратов» при поддержке Посольства Франции в России.

Прогулка по миру граффити состоялась, вероятно, благодаря приезду в Саратов французского художника-граффити, известного в мире граффити под псевдонимом Nebay. Саратов не случайно был выбран Nebay для посещения, поскольку по отзывам, наш город входит число самых известных граффити-центров в России. Имена саратовцев известны по всей стране и даже за ее пределами.

Итак, что же такое граффити. Граффи ти (от итальянского graffiti, писать) – надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Самоназвание современных художников – граффити-райтеры (англ. writers).

Сразу оговоримся, что нанесение граффити на здания и сооружения без разрешения владельцев этих объектов трактуется в уголовном праве многих стран, в том числе и в нашей, как вандализм. В некоторых странах Европы, чтобы рисовать граффити, нужно получить лицензию. Это, как говорится, официоз. Что же на самом деле?

Результаты мы частенько видим на наших улицах. Видимо, «запретный плод» настолько притягателен, что грозящие штрафы и задержания не пугают, а лишь подстегивают граффити-райтеров. Как казал наш французский гость Nebay, «граффити должно оставаться нелегальным. Если разрешить всем граффити, то это станет обычным, стандартным. Почему граффити объединяет людей? Потому что есть элемент чего-то нового, сила, которая приходит откуда-то. Здесь нет преподавателя, который скажет тебе: граффити должно быть вот так. Поэтому проводя мастер-классы, я передаю умение получать удовольствие, а удовольствие идет от сознания того, что ты делаешь… Если граффити перестанет быть нелегальным, то я перестану им заниматься». Добавим, что не все, что нарисовано и написано на домах и заборах аэрозольной краской, есть граффити. Графиити – это, прежде всего, техника исполнения надписи, а не глупости и непристойности.

Историю граффити можно, наверное, вести со времен наскальных надписей. Но вернемся к Саратову. Во время «граффити-прогулки» Олег предложил нашей небольшой группе подняться в одну из заброшенных строек, облюбованную местными райтерами. Дом, несмотря на пока еще презентабельный вид снаружи, внутри оказался в полном запустении. Там-то, помимо различных тегов (написание имени художника, его личная подпись), мы обнаружили целые художественные композиции. Конечно же, Nebay предложили оставить свой «автограф» на одной из стен. Отговорка француза об отсутствии краски не помогла, Олег предусмотрительно припас баллончик – и «провокация» удалась. Более того, гость настоял, чтобы и Олег оставил свой тег рядом. На просьбы журналистов сделать персональное фото на фоне тегов Nebay не согласился, сославшись на «кодекс райтеров». Совместная «фотосессия» граффити-райтеров для журналистов на фоне тегов завершила поход по местам саратовских граффити. После чего вся компания плавно перетекла в кофейню, где и продолжился разговор.

Сегодня Nebay – известный и признанный мастер, один из первооткрывателей граффити во Франции. В своей стилистике «OldSchool по-европейски» он опирается на цветные буквенные изображения, характерные для начального периода Нью-Йоркского граффити: персонажи Bboy (брейк-данс или бибоинг, одно из течений хип-хоп культуры), сошедшие со страниц комиксов, и тэги. Nebay одним из первых стал использовать технику «дриппинг» (разбрызгивание краски) на парижских тротуарах и на своих холстах. «Через граффити я представляю свои работы в Парижской галерее и выставляю на аукционах. На аукционах есть определенные рейтинги, есть очень известные американские художники, и мы работаем на их уровне, – считает Nebay. – Прежде всего, мы художники граффити, но мы уже вошли в мир современного искусства. И если люди не хотят нас там (в галереях – Авт.) видеть, мы себе место отвоюем все равно. Потому что у нас есть вещи, которые мы хотим сказать и показать. В граффити, даже если мы никому не нужны, мы все равно себя чувствуем силой. Но это не агрессивная сила, это внутренняя сила. Предлагать свои работы в галереи – вовсе не означает ставить себя выше других. Мне хочется, чтобы меня выбрали за мои работы, за ту энергию, которая вложена в них. Если на улице ты подпитываешься силой и энергией улицы, то в галерее все работает по-другому – либо вы с владельцем друг друга слышите и понимаете, либо нет».

И все же как определить грань между вандализмом и искусством? Как далеко можно зайти за эту грань и не перейти ее – таким был один из вопросов, заданных нашему гостю. «Почему не надо переходить эту грань? Как найти свободу, творчество, если мы стараемся все время вогнать все в рамки, – полагает Nebay. – Тот факт, что ты идешь на улицу и оставляешь тег, – это уже политическое действие. Ты знаешь, что это плохо, это не разрешено, но ты выходишь за рамки, которые тебе навязали. Есть ряд райтеров, которые, например, оставляют граффити на памятниках, такие люди просто забывают о художнике, создавшем произведение, и лишь используют его. Я никогда не буду трогать произведения искусства, уважая человека, который за ними стоит. У каждого художника свои грани, которые он сам выставляет, тот лимит, который он не перейдет.».

Существует тысячи способов понять, что такое граффити, и тысячи версий о том, что такое граффити. «Для меня граффити, – подчеркивает Nebay, – не должно быть разрешено, иначе мы потеряем душу, энергию того, что мы делаем. Возможно, стоит создавать какие-то путеводители по граффити, потому что не всегда на улице мы видим тех вещей, которые действительно интересны и привлекают внимание. Не каждого художника могут понять владельцы стены или забора. Поэтому искусство граффити очень медленно продвигается в массы, оно уникально».

Говоря о городском пространстве, Nebay контраргументом привел засилье рекламы, которая убивает его в не меньшей, а то и в большей степени, чем граффити. «Реклама хуже, чем граффити, – считает он, – но мы этого не видим, мы не обращаем на это внимание. По моему мнению, реклама еще больше портит лицо города, чем граффити».

Будут ли находиться город и граффити-райтеры в состоянии перманентного противостояния, вероятно, зависит от обеих сторон. Хотя, если подумать о большом количестве временных заборов и ограждений, вероятно, можно достичь некоторого взаимного консенсуса.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25042012233435&oldnumber=616