"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (616) от 26.04.2012

Жанры

Ассоциативный театр – шоу «Кракатук»

Анатолий СВЕТИКОВ

Шоу «Кракатук» опять в нашем цирке. Вполне вероятно, что любителей циркового жанра постигнет некоторое разочарование, поскольку сложных трюков и многообразия номеров, присущих цирковым программам, они здесь не найдут. И, тем не менее, посмотреть этот спектакль стоит. «Кракатук» скорее именно театральный спектакль, чем привычное цирковое шоу.

Причем театра не совсем привычного в нашем понимании; скорее «Кракатук» можно назвать ассоциативным театром. А на какие ассоциации наведет или пробудит у каждого из зрителей спектакль, вероятно, зависит от восприятия. Впрочем, не лишним будет освежить в памяти первоисточник – сказку Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» – тогда уж точно все встанет на свои места, и спектакль будет понятен без либретто.

Пересказывать действо, как и сказку, мы не будем, а лишь напомним зрителям о шоу. «Кракатук» – это не театр и не цирк в общепринятом понимании. Наверное, поэтому на Западе предложили называть это явление «Кракатук». И все же, говоря о «Кракатуке» как об ассоциативном театре, стоит пояснить ситуацию с выбором площадки – цирка. Здесь все довольно просто. Для «Кракатука» цирковая площадка самая идеальная: есть высота для воздушных полетов, арена предполагает некоторую равноудаленность зрительных рядов, чего нет на стадионах. «Кракатук» показывает свои спектакли и в театрах, хотя возможностей «развернуться» там гораздо меньше. После Саратова шоу отправится на гастроли в Европу, где некоторыми площадками для выступления как раз и будут театры.

По словам продюсера шоу Олега Чеснокова, в «Кракатуке» сто процентов театра и столько же цирка. Труппа «Кракатука» – это «артисты-многостаночники», которые умеют делать то, что в обычном цирке почти невозможно. Практически нет ни одного циркового театра, в котором были бы разные шоу с участием одних и тех же артистов. Например, условно говоря, воздушные гимнасты вряд ли будут жонглировать или ходить по канату; дрессировщики не выполняют акробатических номеров. Собственно, цирку это и не нужно – у него другие задачи, так и «Кракатук» не гонится за сложностью исполнения цирковых номеров.

И все же, если говорить о сложности… Как рассказал Олег Чесноков, в обычной цирковой программе сложность «воздуха» профессионалы считают по количеству «узлов» (скажем так, веревок и креплений, используемых для выполнения того или иного номера воздушного полета). «Кракатук» может считаться мировым лидером по количеству таких «узлов», их в программе около 320, тогда как в среднем в цирковой программе используется от 40 до 60 «крепежных» приспособлений.

Закулисье – место, куда попасть во время представления удается не каждому. Но именно там происходит не менее интересно «другое» шоу – переодевания за считанные минуты, причем почти в полной темноте, чтобы зрителя ничего не отвлекало от действия на арене. Чесноков сказал, что было даже предложение продавать билеты на «закулисье». Глядя на всевозможные металлически подъемники, каркасы для роз и прочие технические штучки, думается, что действо было бы не мене увлекательным, чем на сцене. Закулисье в «Кракатуке» – это своего рода операционная, где артистический персонал всегда знает, где находятся необходимые «инструменты».

Если в цирке трюк – это что-то очень сложное и зрелищное, то в «Кракатуке» трюк – это не количество переворотов, что, конечно, важно и сложно, на что создатели спектакля, несомненно, обращают внимание. В шоу есть педагоги, которые занимаются постановкой трюков. «Для «Кракатука» трюк – некое переживание чувств, информация, язык, которым мы пользуемся. Воздушный полет для нас выражение чувств, рассказ нашего сюжета», – считает Олег Чесноков.

Только лишь спектаклем «Кракатук» гастроли в нашем городе не ограничатся. Вторым спектаклем, который покажет театр, станет «Спящая красавица». Подробнее о нем Олег Чесноков обещал рассказать перед премьерой, которая состоится 13 мая. Работа над «Спящей красавицей» велась уже во время первых гастролей «Кракатука» в Саратове в 2010 году и продолжается до сегодняшнего дня, что вовсе не означает, что зритель получает «полуфабрикат», поскольку нет предела совершенству и изобретательской мысли.

В «Спящей красавице» будут использованы уже другие крепежи и подвески, нежели в «Кракатуке». Кажется, что веревки, тросы, блоки одинаковы, на первый взгляд, но на самом деле, каждый раз это какое-то изобретение, потому что создатели спектакля хотят добиться каких-то красивых больших полетов, падений, обрывов – всего, что удивляет в программе. И все же для окончательного завершения спектакля не хватает малости – 6 млн. Олег Чесноков заверил саратовских журналистов, что обязательно привезет «Спящую красавицу» в идеальном варианте.

Почему «Спящая красавица»? История показалась создателям на сегодняшний день самой актуальной. «Все мы находимся во сне, – полагает продюсер, – и ждем, кто же нас поцелует, чтобы наконец-то проснуться, хотя мы даже не знаем, что нас просто нужно поцеловать, но где этот поцелуй – не понимает пока никто».

Вообще-то история о «Спящей красавице» весьма странная и запутанная, если говорить о первоисточнике, а не о ее вариациях. Впервые сказка «Красавица из спящего леса», именно так она называется в оригинале, вышла в сборнике Джамбаттиста Базиле «Сказка сказок, или Пентамерон». Это было первое в Европе собрание народных сказок, изданное в Неаполе в 1634 году. Книга Шарля Перро «Сказки моей матери гусыни» появилась во Франции спустя шесть десятилетий. Например, все думают, что «Спящая красавица» закончилась поцелуем и словами «они жили долго и счастливо», на самом деле это только начало истории, о которой многие даже не догадываются.

То же самое и в «Кракатуке». Многие знают историю под названием «Щелкунчик», которая лишь часть истории о Кракатуке, ради которого, собственно, и написана сказка. Наше знание или не знание классической литературы, которую как только уже не показывали, дает глобальные возможности, считает продюсер, нужно только приподнять один пласт и под ним обнаружить то, о чем мы даже не подозревали.

И все же: что влияет на выбор сюжета? По мнению Чеснокова, самая исполняемая музыка к балету – это музыка Чайковского «Щелкунчик», самая известная история, на которую написана музыка, – тоже «Щелкунчик». Поскольку «Кракатук» гастролирует не только в России, то было важно создать спектакль, который был бы понятен во всем мире. «Мы делаем ассоциативный театр, театр для всех, важно, чтобы эти ассоциации родились и у малышей, и у взрослых», – считает Олег Чесноков.

Беря довольно известные сюжеты, о которых все и все знают, команда «Кракатука» старается показать их так, чтобы было интересно.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25042012233513&oldnumber=616