"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (620) от 31.05.2012

Образ Жизни

От диктатуры – к демократии

Теория ненасильственной борьбы

mioritix.tripod.com

Часто упускается из виду тот факт, что сила, которой обладают отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического руководства и управления в любом правительстве (т. е. те, кого мы для краткости называем «правителями»), не является чем-то изначально присущим. Эту силу они получают извне, из общества, которым они управляют.

(Продолжение. Начало см. в № 17 (619) от 24 мая 2012 года)

Зависимость правителей

Главы правительств и политических систем не являются ни всемогущими, ни обладающими самовоспроизводящейся силой. Господство правителей и политической элиты зависит в конечном счете от сотрудничества населения и общественных институтов.

Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы нескольких источников, таких как:

1. Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и ее легитимность в глазах подданных.

2. Человеческие ресурсы. Число людей, поддерживающих, сотрудничающих или оказывающих особое содействие, их число относительно всего населения, а также формы и устойчивость их организаций.

3. Знания и навыки. Умения, знания и возможности этих людей, их способность удовлетворять потребности правителей.

4. Скрытые факторы. Психологические и идеологические факторы, такие как привычки, отношение к повиновению и подчинению, наличие или отсутствие общественного доверия, идеология, чувство долга.

5. Материальные ресурсы. Собственность, естественные и финансовые ресурсы, экономическая система, система связи и транспорта.

6. Санкции. Характер и сила принуждения и наказания, которые имеются в распоряжении правителей для применения их как против подданных, так и в международных конфликтах.

Почти всегда существует проблема, в какой степени некоторые или все эти источники силы имеются в наличии; исключительно редко (если не сказать никогда) складывается ситуация, когда все они даны полностью или полностью отсутствуют. Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от сочетания этих источников.

Правители в большей мере зависят от повиновения и сотрудничества тех, кем управляют. Отвергая их право руководить, подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое соглашение, которое только и делает существование правительства возможным. Эта потеря власти ведет к дезинтеграции силы правителей. Когда потеря власти достигает крайней степени, это угрожает самому существованию такого правительства.

Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества опасна для любого режима, потому что именно своим сотрудничеством подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей системы. Как экономическая, так и политическая системы функционируют благодаря содействию многих людей, организаций и малых групп, а правители зависят от их сотрудничества и содействия. Чем более обширен и более детализирован контроль правителей, тем более они нуждаются в подобном содействии.

Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия, не только отдельных членов общества, должностных лиц, служащих и т. п., но и организаций и институтов (даже второстепенных), которые образуют систему в целом. Это могут быть министерства, организации, отделения, комитеты и т. п. Однако эти индивиды, группы и институты могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания содействия, достаточного для того, чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность реализовывать свой политический курс.

Границы принуждения

Если перед лицом широко распространяющегося несотрудничества и неповиновения правители не идут на значительные уступки, то они должны все больше прибегать к принуждению. Пытаясь обеспечить себе необходимое содействие и сотрудничество, правители могут применять санкции (или наказания). Очень часто подобные санкции возможны благодаря тому, что в то время как одна часть населения отвергает существующую власть, другая часть остается преданной и осуществляет ее политический курс.

Но это, однако, еще не все. Правящая группа также, в свою очередь, должна быть объединена чем-то иным, нежели только санкциями и, следовательно, также является уязвимой для внешних воздействий. К тому же сама способность правителей применять санкции как у себя, так и за рубежом в значительной мере зависит от помощи самих подданных, которая может быть ограничена или прекращена. Но правителям нужна не пассивная поддержка, а явное проявление исполнительности людей и большое число помощников. Однако все усилия добиться этого содействия путем принуждения будут недостаточными, если власть правителей не будет ограничена.

Санкции необходимы для поддержания политической власти правителей – особенно в моменты кризисов. Однако эффективность этих санкций зависит от реакции подданных, которым они угрожают или против которых они применяются. Во многих ситуациях люди должны, как порой поступают на войне солдаты, не отступить перед лицом опасности. Даже в случае применения санкций всегда существует возможность выбора, проявления своей воли. Чтобы быть эффективной, санкция должна внушать страх; тогда люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться. Они могут и не сделать этого.

В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются, и это представляет серьезную угрозу силе правителей.

Объединенное сопротивление

Наличие каждого из источников силы, кроме того, связано или непосредственно зависит от степени сотрудничества, покорности, повиновения и содействия, которых правители должны добиться от своих подданных и институтов общества. Эта зависимость при определенных обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или изолировать эти источники силы путем уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и повиновения.

Если силу правителей можно регулировать путем отказа от помощи и повиновения, тогда несотрудничество и неповиновение должно быть широко распространены. К тому же необходимо поддерживать эти действия и перед лицом репрессий, направленных на то, чтобы вынудить к покорности. Крупномасштабное неповиновение и несотрудничество возможны лишь в том случае, если только пропадет или уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы переносить любые санкции во имя перемен. Такая акция станет политически значимой. Свобода действия правителей обратно пропорциональна количеству неповинующихся подданных, несотрудничающих институтов, а также степени зависимости правителей от этих факторов. Следовательно, проблема контроля над силой может быть решена путем изучения того, как можно реализовывать и сохранять уклонение от сотрудничества.

Если отказ от одобрения, сотрудничества и повиновения сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей, тогда конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в зависимости от сотрудничества подданных; а мнение о том, что власть утверждается только насилием и что победа неизбежно достается стороне, обладающей большей способностью к насилию, является ошибочным. На самом деле главным является решимость не повиноваться и способность к сопротивлению.

Такое понимание сущности политической власти может быть реализовано двояко: во-первых, непризнание гражданами тиранического правительства должно быть активно выражено в отказе от сотрудничества. Во-вторых, должна быть проведена групповая или массовая акция. Когда правящее меньшинство сплочено, а управляемому большинству не хватает независимой организации, тогда подданные обычно не способны на общую оппозицию. Они будут бороться один на один. Эффективное действие, основанное на таком понимании силы, нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении.

Структурные основы общества

Структурная основа общества существенным образом предопределяет возможность граждан контролировать своих правителей. Эта структура выражается в существовании разнообразных общественных институтов, в которых и сконцентрирована политическая сила.

Формы и сущность этих органов политической силы меняются от общества к обществу, и от ситуации к ситуации. Одни способны включать такие социальные группы и институты, как семья, социальные классы, религиозные и национальные группы, профессиональные и экономические группы, небольшие поселения и деревни, города, провинции и регионы, органы местной администрации, организации добровольцев и политические партии. Но чаще всего эти органы силы являются традиционными, укоренившимися, официально признанными социальными группами и институтами. Иногда они могут быть организованы не столь формально, могут создаваться или даже восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в противостоянии правителям.

Cтатус этих образований в качестве органов силы будет определяться их способностью действовать независимо и контролировать действенную силу других, т. е. правителей или других органов власти и силы. И поэтому чрезвычайно важно их количество, степень их централизации или децентрализации, принятые в них процедуры выработки решений, степень их внутренней прочности и жизнеобеспеченности.

Структура сил общества, а также их взаимосвязь, значительно определяют сферу и степень максимальной эффективности сил правителя. Когда сила как бы разлита в обществе между различными общественными институтами, власть правителей с большей вероятностью будет подчиняться контролю и ограничениям, так как подобные структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию. Подобная ситуация ассоциируется с политической «свободой». Когда же, с другой стороны, органы силы существенно ослаблены, подорваны, или путем различных ограничений нарушено их независимое существование и автономия действий, тогда сила правителей с большой вероятностью станет неконтролируемой. Это ослабит или даже разрушит способность к общему противостоянию. Такая ситуация ассоциируется с «тиранией».

Потенциальная способность общества контролировать правителей во многом зависит от условий, в которых действуют органы силы. У общества, в котором существуют группы и институты, обладающие значительной социальной силой и способные к независимому действию, больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым противостоять тирании, чем у общества, в котором все подданные одинаково бессильны, так как в нем не существует структур, с помощью которых народ может действовать сообща для достижения своих целей.

Источникам власти правителей угрожает опасность, как правило, только тогда, когда одновременно большое количество подданных (или социальные группы или институты) уклоняются от содействия, сотрудничества и повиновения. Поэтому способность этих структур отказывать в поддержке источникам власти приобретает первостепенное значение.

Таким образом возможность контроля за действиями правителей со стороны негосударственных институтов общества будет определяться следующими факторами:

1. Желанием народа контролировать эти силы;

2. Количеством независимых организаций и институтов;

3. Степенью их независимости;

4. Характером источников силы, контролируемых этими институтами;

5. Степенью влияния на социальную силу и контроля за ней и способностью людей выражать свое неодобрение и отказываться от сотрудничества.

Если все эти факторы наличествуют в достаточной степени, то общество может выбирать, предоставить ли силу правителям или ограничить, а может и совсем перекрыть их доступ к силе.

Следовательно, изменение силы правителей непосредственно или косвенным образом связано с готовностью подданных одобрять правителей, подчиняться им, сотрудничать с ними и выполнять их намерения.

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30052012232807&oldnumber=620