"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (620) от 31.05.2012

Очевидное-Невероятное

Аномальная территория – музейное пространство

31.05.2012

Юрий ЧЕРНЫШОВ

С 7-го по 11-е мая состоялась ознакомительная экспедиция по аномальным и интересным в геологическом и историческом отношении местам Саратовского и Волгоградского Приволжья. В своеобразный мониторинг были включены четыре объекта, образующие замкнутый маршрут, подходящий для автомобильного путешествия в нескольких дней. Два объекта находятся в Саратовской области, два – в смежных с Саратовской областью районах Волгоградской области – Жирновском и Котовском.

Участники экспедиции – двое москвичей и автор этих строк – посвятили несколько дней знакомству с состоянием объектов, считавшихся в течение ряда лет аномальными и придающими мистический флер значительной территории в окрестностях села Новинка Жирновского района Волгоградской области, известной под названием Медведицкая гряда. Этот флер и репутация территории как аномальной вызвали в последние годы наплыв в летний сезон на Медведицкую гряду множества людей из категории тех, кто проявляет интерес к так называемому индустриальному туризму, заброшенным местам, в том числе имеющим историческую биографию, и интересным географическим объектам.

Следующим объектом, наделавшим много шума в последний год, стало село Мокрая Ольховка в Котовском районе Волгоградской области, где в прошлом году после половодья в овраге, примыкающем к селу, были обнаружены геологические каменные конкреции шарообразной формы, получившие название «Яйца динозавра». Что дало импульс к появлению серии мифов и версий, в том числе и мистического толка. Следующий замечательный объект – уже на обратном пути – природоохраняемая территория Нижняя Банновка в Красноармейском районе и, наконец, объекты в начале исторической незавершенной Миллеровской дороги на станции Паницкая того же района.

Любители исторических объектов могут расширить географию поездки и осмотреть два интересных архитектурных сооружения: лютеранскую церковь в Усть-Золихе Красноармейского района и церковь в селе Нижняя Добринка Жирновского района. Усть-Золиха (немецкое название Мессер) известна и тем, что здесь родился Эдуард Губер, поэт, первый переводчик «Фауста» Гете на русский язык, друг А.С. Пушкина. Его отец был пастором в церкви, которая находилась на месте существующей сегодня. Объекты в Красноармейском районе можно осмотреть как в начале маршрута, так и сделать это на обратном пути. Второе предпочтительнее, так как позволяют несколько сократить маршрут. Мы отправились в путь по кратчайшему маршруту.

1. Медведицая гряда – наследие войны

Местность, называемая Медведицкой грядой, приобрела широкую известность и даже мистическую репутации после выхода в 2006 году в свет книги Вадима Черноброва, так и названной – «Медведицкая гряда». Позже появилось много разных компиляций из этой книги, в том числе и в Саратове. Определенный вклад в популяризацию сведений о наблюдаемых эффектах в этой местности внес, видимо, и автор этих строк, регулярно посещающий Медгряду, исследующий ее с 2006 года и посвятивший ей более полутора десятка статей и докладов. Правда, в этих публикациях происходящее на гряде представало как природные, хотя и не объясненные до конца явления.

Но более всего ажиотажу вокруг Медведицкой гряды способствовали устойчивые слухи о якобы регулярно появляющихся здесь неопознанных летающих объектов – НЛО.

Такой рассказ, о якобы недавно пролетевшем мимо гигантском объекте, услышали и мы. Об этом рассказал постоянно пребывающий в этих местах отшельник – «божий человек-антиклерикал»

(о нем писала в прошлом году наша газета). Впрочем, достоверность события весьма сомнительна. Занимательные природные эффекты и редкие явления, представляющие главный интерес для любителей-исследователей и туристически ориентированных энтузиастов, глушили, в то же время, внимание и интерес к историческому фону этой местности, или популяризаторски привязывали его к аномальным и редким эффектам. Примером чего может служить обозначение одного из рукотворных сооружений на Медведицкой гряде, расположенного рядом с главным местом обычного размещения космопоисковиков – «Лагерем–8».

Сооружение выглядит как два земляных бугорка (см. фото) на расстоянии метров 30 друг от друга, между которыми пролегла канава шириной метров 10 по верху с пологими стенками. Это сооружение на всех схемах и картах Медгряды, используемых «космопоисковиками», обозначается как «Силосная яма». Устройство этой «силосной ямы», заметно отличающееся от обычных, хоть и бросалось в глаза и вызывало сомнения, однако к более обстоятельному исследованию не приводило. Не удивляло и то, что земляные бугры, подобные тем, что венчали «силосные ямы», просматривались из лагеря и в долине, простирающейся перед лагерем.

Укоренившееся название казалось ес-

тественным еще и потому, что рядом с «силосными ямами» сохранились фундаменты когда-то существовавших здесь свинарников. На этот раз сыграло роль, видимо, то, что дело происходило 8 мая, накануне Дня Победы. Что, вообще-то, может добавить мистический штрих в общую картину места. В этот день, обследуя окрестности, мы оказались на самой высокой части гряды. И тут увидели ее, опять же – «силосную яму». На самой вершине! Где ни о каких свинарниках не могло возникнуть даже предположения! Благо наша небольшая компания пополнилась к тому времени такими же любопытными из Саратова на двух машинах. И среди них оказался человек, имеющий опыт поисковых работ по следам прошедшей войны. Он-то и опознал в странных холмиках и канаве между ними… позицию зенитной батареи.

В ход немедленно был пущен металлоискатель и, надо же, почти сразу он начал пищать, и далее пищал, почти не переставая. Одной из первых находок оказалась… пуля. Далее нашлись осколки, колючая проволока, какие-то железки (на фото). Словом, предметы совершенно непригодные в качестве силоса. Перекопав немало земли вокруг позиции и уже не сомневаясь, что ее копией являются увиденные с горы два холмика в долине, прямо по полю (благо все машины были внедорожниками) рванулись туда. История повторилась. Не нашлись только пули – остальной ассортимент «силоса» оказался схож.

На следующий день мы из лагеря увидели и еще группу «силосных ям», – их оказалось сразу три рядом! – которые оставались «незамеченными» несколько лет! Спустившись к ним (тут и машина не потребовалась), я сразу обнаружил приличный осколок, похоже – от авиабомбы, затем второй – в куче земли у норы сурка, которых здесь множество. Металлоискатель и здесь звучал почти непрерывно. Позже меня сменили московские коллеги и тоже не остались без трофеев. На этот раз был обнаружен трак от гусеницы – то ли танковый, то ли от тягача, судя по большому грунтозацепу. И, наконец, та «силосная яма», что значится на всех схемах этой местности, преподнесла обломок нестандартного (от узкоколейки или от «Миллеровской» дороги?) рельса, с отверстием и надписью «демидов» и, опять же, в яме была обнаружена колючая и просто проволока. В любом случае – тоже не силос.

Обследовав обломок рельса, решили, что он мог быть использован в качестве сигнальной рынды. То ли ею созывали на обед, то ли объявляли тревогу. Общий вывод был таков: здесь проходила одна из линий дальней противовоздушной обороны, преграждающей путь немецким самолетам, направляющимся на бомбардировку Саратова со стороны Донбасса либо на минирование Волги.

Уже после возвращения из экспедиции потянуло, естественно, в Интернет, где нашлись интересные материалы, подтвердившие первоначальные предположения. Именно через Медведицкую гряду пролегала кратчайшая воздушная трасса на Саратов из Сталино (сейчас город Донецк). По предварительной информации в годы ВОВ оборонительные сооружения сооружали от села Фоменково, мимо Красного Яра на село Морозово, по Синей горе в сторону Волги. На продолжении этой линии и находятся обнаруженные нами позиции, а далее – Саратов.

Здесь осенью 1942 и весной 1943 годов немецкие бомбардировщики выходили к Волге и затем, используя ее как ориентир, выходили на бомбежку заводов Крекинг и авиационного, нефтепричала Улеши и нефтебазы Увек Саратова. Потери от бомбежек были страшные. Достаточно сказать, что от пожаров на нефтяных объектах было уничтожено тысячи тонн горючего, а авиационный завод был приведен в такое состояние, что сначала даже не хотели его восстанавливать. И лишь пошли на это по идеологическим соображениям. Картина по имеющимся описаниям выглядит так: «12 июня 1943 года немцы бомбили нефтеперегонный завод и Увекскую нефтебазу. Погибли и были ранены 36 человек. На следующую ночь налет повторился. На нефтезаводе сгорело 37 тысяч тонн горючего. В рабочем поселке Князевка было уничтожено около 100 жилых домов, погибло 15 человек. 14 июня – снова налет и опять сгорело четыре тысячи тонн горючего, погибло пять человек. 15, 19 и 20 июня Люфтваффе повторяли удары на объекты нефтепереработки. Погибло и ранено 35 человек. 22 июня – седьмой налет. На цели сброшено примерно 50 фугасных и 12 зажигательных бомб. Сгорело более 20 тысяч тонн нефтепродуктов, разрушено 13 жилых домов. По другим данным было уничтожено 31 тысяча тонн горючего и недополучено из-за разрушений на заводе 22 тысячи тонн. Погибли и получили ранения около пятидесяти человек (все данные только по гражданскому населению, без учета военнослужащих)».

А это – короткая цитата о последнем, восьмом налете на авиационный завод: «…десять цехов сгорели полностью, три цеха – частично, еще два были разрушены прямыми попаданиями тяжелых авиабомб. Были сильно повреждены заводские пути, покорёжены рельсы железнодорожные, разбиты и сгорели 23 вагона с сырьем. Людские потери, по данным завода, составили 24 человека убитыми и ранеными. В результате налета вышло из строя более 70 % производственных площадей, свыше 60 % оборудования. Сгорели все склады материалов, погибла техническая документация. Главный материальный склад также был полностью уничтожен».

Противовоздушная оборона промышленных предприятий была слаба, почти никакого эффекта не давала и потери во время налетов не раз вызывали гнев советского военного командования. Вот как оценивают потери советской стороны историки. «Ущерб, нанесенный немецкими бомбардировками, был очень велик. Так, если в мае 1943 года саратовский авиазавод № 292 выпустил 271 истребитель Як–1, то в июне 221, в июле 86, в августе 100, в сентябре 223 и только в октябре снова достиг показателей мая. Потери горючего на нефтебазах и крекинг-заводе Саратова вынудили руководство страны срочно разбронировать 22 тысячи тонн нефтепродуктов из госрезервов».

И эти потери были нанесены ценой всего 15 сбитых немецких самолетов. При этом зенитная артиллерия сбила 12 самолетов. А об эффективности авиации ПВО говорят следующие цифры. Летчики 144-й ИАД ПВО выполнили 179 вылетов, провели 22 воздушных боя и сбили… 3 вражеских машины. Насколько эти цифры соответствуют реальности, установить пока не удалось. Неэффективность средств ПВО побуждала советское командование укреплять ее все время, пока были возможны налеты. Видимо, из этих соображений и была организована дальняя линия противоздушной обороны там, где немецкие самолеты выходили к Волге.

Таков оказался неожиданный результат обследования аномальной территории, полученный именно в канун Дня Победы. Не правда ли, есть в этом что-то знаковое? О других результатах, находках и открытиях в следующий раз.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30052012232910&oldnumber=620