"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (620) от 31.05.2012

Зыбкость песочной мандалы

Екатерина БОГДАНОВА

Похоже, саратовская епархия предпочла проигнорировать такое нерядовое для региона событие, как приезд буддийских монахов. Не пропустить, что, конечно, было бы маловероятным, а именно замолчать, хотя, по слухам, первоначально организаторы выставки «Мистический Тибет» вели переговоры о том, чтобы арендовать залы Саратовского областного музея краеведения. Но поскольку, как поговаривают, это предложение всерьез напугало музейное руководство, гостям пришлось довольствоваться краеведческим музеем Энгельса.

В итоге никто ничего не потерял. Ни саратовцы, которые в течение всей недели, начиная с 18 мая, на личном транспорте и перекладных дружно переправлялись через энгельсский мост, ни устроители невиданного турне тибетских монахов по городам России. Кроме разве что самой дирекции саратовского музея, упустившей выгоднейший случай самопиара. Коллеги из Энгельса, думается, могли бы порассказать ей много интересного, потому что в фойе желающим попасть на выставку приходилось томиться в очередях за билетами. Кассирша, отсчитывающая билеты из исчезающей на глазах стопки, радовалась, удивлялась и от удивления делала посетителям скидки.

Конечно, в России, а уж тем более, в регионах, подобные проекты оказываются не каждый день, и интерес к ним публики вполне оправдан. Но буддисты вели себя настолько просто и открыто, что число интересующихся восточной религией, философией и культурой превысило все мыслимые ожидания. Пожалуй, на такое редкое зрелище и за приемлемую цену народ пошел бы и так, поэтому программа выставки, которую привезла с собой делегация странствующих монахов монастыря Дрепунг Гоманг во главе с доктором буддийской философии геше Лобсанг Цультима, вызвала приятное удивление.

Все привычные атрибуты стандартной экспозиции присутствовали, и в этом пункте правила были соблюдены. В зале наличествовали даже не одна, а сразу три фотовыставки, рассказывающие о буддийских учителях современности, фактах из биографии Его Святейшества Далай-Ламы 14-го и сохранившихся статуях и прочих изображениях Будды. В отдельные часы посетителям демонстрировались фильмы о тибетских искусстве, религии и медицине. Был и такой атрибут приятного туристического толка, как прилавок с разложенными на нем индийскими подарочно-сувенирными безделицами. Все это, в том числе и сами монахи в традиционных ярких одеяниях, как и полнейшее отсутствие запретов на использование фото и видео, уже вызывало как минимум любопытство.

Но программа, с которой прибыли тибетские гости, носила подлинный культурно-ознакомительный характер без всяких компромиссов. Такой, судя по всему, и была цель Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, по приглашению которого монахи с грандиозным турне прибыли в Россию.

День открытия выставки «Мистический Тибет» почти совпал с Ночью музеев, и те, кто провели ее в стенах энгельсского музея, об этом явно не пожалели. Всего один раз монахи устраивали редкое действо – танец тибетских лам, и впрямь заслуживающий называться мистерией. В остальные дни и часы работы выставки посетителям предлагалось прослушать курс лекций на темы медитации, кармы, тибетского врачевания и прочих важных для буддизма явлений и понятий. Каждую из таких лекций геше Лобсанг Цультима читал лично, прибегая к услугам переводчика, а средний по размерам зал не всегда мог вместить аудиторию слушателей.

Но часть людей, далекая от восточных религиозных учений, шла на выставку с одной целью – подглядеть за сакральным ритуалом построения мандалы Зеленой Тары, которую монахи день за днем кропотливо создавали из специального цветного песка. Многие посетители, сверяясь указанными в программе часами, наведывались на выставку каждый день, благо буддистов совсем не смущало тесное, чуть ли не в ладонь, соседство зрителей, с интересом следящих за их работой.

Усилия по созданию мандалы были окончательно завершены в субботу, 26 мая, и магическая диаграмма, символизирующая собой дворец того или иного божества, предстала во всем своем красочном великолепии. Посетителям не возбранялось сколько душе угодно прохаживаться вокруг мандалы, наклоняться над ней и любоваться таинственным сооружением под разными углами. Собственно, с такой же доверительной простотой тибетские гости позволяли всем желающим сколь угодно близко рассматривать установленный по центру комнаты буддийский алтарь.

В заключительный день работы экспозиции музейные работники, наверняка, в ужасе схватились за голову, потому что такого паломничества посетителей стены музея если и знавали, то уже забыли когда. На воскресенье была намечена процедура, в ходе которой монахам предстояло разрушить плод собственного недельного труда. Это, собственно, и было проделано со всеми приличествующими моменту церемониями и торжественностью. Хрупкая мандала, напоминающая изысканный сказочный цветок, на глазах у всех, кто смог втиснуться в наполненный до отказа зал, была превращена в пеструю груду песка. После совершения особых ритуалов этот магический строительный материал по щепотке был роздан зрителям. Центральную же часть мандалы, оставшуюся в неизменном и целостном виде, монахи погрузили в Волгу, недалеко от которой и стоит музей, чем, по собственным убеждениям, благословили весь регион.

… На следующий день уникальный проект уже направлялся в Самару. С собой монахи увозили скромный ящик для добровольных пожертвований. Как уверяют организаторы этой акции, все денежные средства, собранные в ходе проведения российского турне, будут направлены на строительство храма при монастыре Дрепунг Гоманг, а также на оказание помощи монахам-ученикам из гималайского региона Индии.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30052012233506&oldnumber=620