"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (630) от 13.09.2012

Качество Жизни

Экология и качество жизни

14.09.2012

Экологические факторы повышения качества жизни

Юрий ЧЕРНЫШОВ Материал подготовлен в рамках проекта «Состояние общества и качество жизни» при финансовой поддержке правительства Саратовской области

Неуловимый показатель, именуемый «качество жизни», людьми, скорее, ощущается, чем осознается. Его неоднократно пытались перевести в «разумное» русло, то есть измерить или вычислить. Для этого предлагались самые разные системы количественных показателей. В том числе и такие, где число показателей составляло несколько сотен.

Наиболее близко к реальному измерению того, что более всего ощущается чувствами, а не разумом, подошли авторы Проекта Федерального закона «Об ответственности государственной власти за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь населения Российской Федерации», и Концепции, на которой базируется данный закон. Текст документа был представлен в статье «Неуловимое понятие российской действительности» («Богатей», № 7 от 23.02 2012).

Авторы закона и Концепции исходили из того, что достойная жизнь и качественная жизнь – синонимы. И является таковой тогда, когда, как сказано в Концепции, обеспечивается достаточно высокая продолжительность жизни, устойчивое воспроизводство населения и удовлетворенность его условиями своего существования, то есть – духовное благополучие. «Перечисленный комплекс определяется как «качество жизни» – так говорится в Проекте. Они – основные, базовые показатели, хорошо ощущаемые всеми слоями населения, да и каждым человеком в отдельности. Особое место в этой системе показателей занимает удовлетворенность людей условиями своего существования. Этот показатель гораздо легче вычислить не напрямую, а косвенно, через те факторы, которые вызывают неудовлетворенность населения или отдельных его групп.

Данные многочисленных исследований показывают, что на первых местах, вызывающих неудовлетворенность, стоят факторы, прямо влияющие на жизнь: материальный достаток, обеспеченность жильем и жилищные условия, условия работы, транспортная доступность и тому подобное. Далее следуют условия получения образования и достойной работы, проблемы досуга и отдыха, то есть – рекреационные факторы. И только где-то в конце этого списка появляются факторы, обеспечивающие собственно качество многих из предыдущих параметров. И тут-то появляются самые большие трудности в понимании того, что же, собственно, заставляет человека пренебрегать многими из самых очевидных неблагоприятных факторов – тех, что принято называть экологическими, хотя вред, приносимый этими факторами, казалось бы, совершенно очевиден?

Когда речь идет о производственных условиях, то, кажется, все понимают, что важна не только сама по себе работа, пусть и высокооплачиваемая. Но и то, в каких условиях она протекает. Не случайно работа в загрязненной атмосфере (запыленность, загазованность, токсичность) и проводится по сокращенному временному графику, и оплачивается выше, и сопровождается дополнительными льготами. Точно так же в производственных условиях компенсируются отклонения от температурных и иных норм (влажности, радиационный фон и иное излучение, уровень шума и т. д). То есть в производственных условиях все эти факторы, которые относятся к факторам экологическим, факторы, способные вызвать неудовлетворенность условиями труда и, тем самым, понижающие качество жизни, признаются вредными в буквальном смысле слова. И работники, и трудовые инспекции, и санитарные службы, как правило, требуют обеспечения уровня вредных факторов не выше допустимых пределов.

Но довольно странная метаморфоза происходит с сознанием людей, находящихся вне производственной сферы. Сплошь и рядом их поведение становится прямо противоположным, а именно, способствующим повышению уровня вредных экологических факторов в окружающем пространстве: в воздухе, в водоемах, на территориях отдыха. Самая глобальная из них – проблема возрастания загазованности уличной атмосферы выхлопными газами автотранспорта, львиную долю которого уже составляет личные автомобили. Эту проблему в наших городах, похоже, никакими увещеваниями в ближайшие годы не решить. Не следует возлагать большие надежды на предстоящее наступление электро- и гибридных автомобилей. Стоимость их пока втрое выше классических автомобилей аналогичного класса и не скоро сравняется с ними.

Однако имеются и другие обнадеживающие способы противодействия, а также примеры крупных городов, таких, как, например, Токио и некоторых городов Америки, где загазованность удалось сильно понизить. Эти примеры стоило бы обобщить и позаимствовать все, что применимо в наших условиях, даже таких трудных, как условия Саратова. Вот некоторые из мер, используемых в странах Европы и Америки. Ограничение движения по центру, установление «запретных дней» для автомобилей с определенными (четными или нечетными номерами), повышение требований к уровню выбросов, установление «дней без авто», пропаганда перемещения на немоторном транспорте – велосипеде, и еще ряд подобных.

Да, с необходимостью каких-то мер согласятся почти все. Но мало кто по этой причине откажется пользоваться личным автомобилем хотя бы раз в неделю (к слову о здоровье, излишняя увлеченность автомобилями - в будущем причина вопросов типа как лечить импотенцию. Бытует ведь даже такое понятие, как "импотенция водителей". И всё это ещё один повод сократить время своего общения с четырёхколёсным другом). И, конечно, один раз в неделю – не панацея. Однако это – мощный психологический импульс, подсказывающий, что без автомобиля в городе можно обойтись. Конечно, импульс будет тем сильнее и действеннее, чем более развит общественный транспорт, система так называемых перехватывающих автостоянок и инфраструктура для не автомобильных перемещений. Скажем – велосипедные дорожки, пункты проката (лучше – бесплатного!) велосипедов, места их парковок и т. д. Вот и рецепты для действий власти. Рецепты практические, проверенные, относительно малозатратные и довольно эффективные. Нужна политическая воля – да! Но без нее успешной бывает только стагнация.

Что касается массового сознания, то в части полного понимания связи экологии, в данном случае – городской среды, и здоровья людей (а это и есть фактор, в первую очередь задающий уровень качества жизни), – оно пока находится, прямо скажем, в дремучем состоянии. Но уже появляются широкие общественные движения, выступающие инициаторами оздоровления городской среды путем отказа от роста автомобилизации. Отрадно, что подобные движения, внесшие большой вклад в оздоровление экологии городов Европы, стали появляться и у нас, в том числе в Саратове.

Так, 20 мая в более чем 30 регионах России, в том числе и в Саратовской области, прошел Единый день велосипедных действий, направленный на поддержку развития велокультуры в России. В этот день саратовское отделение «Зеленое движение России ЭКА», Саратовский клуб велосипедистов «Марафон» при поддержке Саратовского велопортала «SarBike» и СГТУ им. Ю.А. Гагарина организовали велопробег по центральным улицам города с целью привлечения внимания населения к отряду велосипедистов. Далее был организован выезд на природу – на Кумысную поляну, где участников ждали интересные игры и полевая кухня.

В ходе мероприятия состоялся сбор подписей под предложениями по развитию велоинфраструктуры (установка велопарковок, развитие сети велодорожек и передача их в администрацию города и др.). В качестве целей акции декларировались: продвижение велосипеда не только как средства отдыха, но и как альтернативного вида транспорта; вовлечение местных властей, бизнеса и общества в диалог о необходимости развития велоинфраструктуры как средства экологизации города и решения транспортных проблем; активизация и сплочение велосипедного сообщества и сторонников велодвижения.

Естественно, единичной акцией ничего не решить. Подобные пробеги следует устраивать несколько раз за сезон и независимо от общероссийских мероприятий.

Решись власть на действия в этом направлении, то, можно надеяться, что она получит широкую поддержку значительной части населения и особенно молодежи.

Конечно. до полного решения главной проблемы в загрязнении окружающей среды и пагубного воздействия на качество жизни очень далеко, к тому же и эта проблема не единственная. Но о других следует и говорить особо. Начинать же с чего то все же надо.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12092012232604&oldnumber=630