"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (637) от 01.11.2012

Очевидное-Невероятное

Мы придем на край земли!

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Край вокруг южной оконечности Байкала насыщен природными заповедными зонами и музейными пространствами. Правда, часто такие территории соседствуют со своими антиподами, противоположностями особого рода. Что только подчеркивает и красоту тех мест, и безобразное, порой, к ним отношение властей всех мастей. О самом вопиющем образчике такого соседства – о Байкальском Целлюлозно-бумажном комбинате (БЦБК) и тут же притаившемся производстве ракетного топлива и молибденитового концентрата – я уже писал. Сейчас речь о не столь печальных вещах.

(Продолжение. Начало см. в №№ 26 (628)–33(635)

По Прибайкалью до Саян

Рядом с производственно-технологическим рудиментом середины XX века – БЦБК, в 7 километрах от Байкала расположена природная достопримечательность – курортная зона Теплые озера у Снежной речки. Само сочетание названий уже содержит некую загадку. А путь к загадочным озерам пролегает по еще одной достопримечательной местности – природоохранной зоне, месту произрастания реликтовых черных тополей. Только несколько человек, взявшись за руки, могут охватить их могучие черные стволы. В выгоревшем стволе одного из них я смог встать с раскинутыми руками. Тут же растет гигантский папоротник, нигде более в округе не встречающийся.

Понятно, что останавливаться с палатками на берегу самого большого из теплых озер – Изумрудного, где находится турбаза, запрещено. Вернее, можно за плату в специально отведенном месте, и потому основные места стоянок расположены по берегу реки Снежной и… вне платного, сразу за огороженым сетчатым заборчиком пространства.

Загадочность места не исчерпывается названием. Кроме Изумрудного рядом расположены также озеро Мертвое и озеро Сказка. Эти три озера не связаны между собой, и даже вода в них отличается по химическому составу. Объяснения этому нигде не приводится – вот и первая загадка. Вторая загадка – температура воды. Летом озера прогреваются до 26–28 градусов. Это трудно объяснить только действием солнечных лучей. Полагают, что нагрев происходит и от подземных теплых ключей. Снова – загадка. Различна и живность, которая водится в этих озерах. В Изумрудном озере, не только самом большом, но и самом глубоком (больше 47 метров!), водятся окунь, щука, карп. Говорят, зимой озеро привлекает великолепная подводная рыбалка. Тем более, что турбаза на берегу Изумрудного озера работает круглый год. Рядом с Изумрудным озером – озеро Теплое с глубинами 10–20 метров. В нем тоже обитают окуни и щуки. Да и сама река Снежная славится рыбалкой на тайменя, ленка и хариуса.

Озеро Сказка меньше всех по размеру и глубине (около 2-х метров), зимой промерзающее на всю глубину и потому – безрыбное, с торфянистыми и топкими берегами. Словом – полный набор разновидных природных достопримечательностей. Но главная достопримечательность – обросшая местными легендами и верованиями, расположенная рядом с озером Сказка гора Шапка Мономаха. Сравнительно невысокая (600 метров), доступная для восхождения, она славна тем, что объявлена загадочной природной пирамидой. А вблизи – тоже легендарная сопка Любви. Может, близкое соседство влияет на то, что клятвы влюбленных на вершине сопки Любви, по местной, опять же, легенде, нерушимы.

После отвратительной вони промышленного гиганта БЦБК, накрывающей многокилометровое пространство, Теплые озера у Зимней речки – настоящее блаженство. Где хочется думать, что со временем и БЦБК с загадочным ракетным производством станет промышленным музеем и памятником, повествующим и напоминающим потомкам о жадности, дикости и глупости наших поколений.

В момент написания этой заметки появилось сообщение, что работники БЦБК объявили забастовку в связи с невыплатой зарплаты. Мало того, что их травят выбросами производства, мало того, что вода Байкала у берегов насыщена диоксином, работников еще просто-напросто морят голодом. Возникла угроза, что пресловутая новейшая ракета «Булава» останется без топлива. Деньги, конечно, тут же нашлись, зарплату пообещали выплатить и забастовка была отложена. Надолго ли. Остается добавить, что, судя по сообщениям СМИ, владельцем БЦБК является небезызвестный олигарх Потанин.

Аршан – природа, вера и коммерция

– Не можете служить Богу и маммоне (Мф, 6:24)

– Вы просто не были в Святой поляне и Аршане (Ю. Ч.)

От Теплых озер наш путь лежал к еще одному природному заповедному месту – курорту Аршан, расположенному примерно в 200 километрах на восток, вдоль Байкала, в сторону Саянских гор.

Аршан – это, в первую очередь, изумительное по красоте ущелье с водопадами и минеральными источниками в долине. Оно и дало название поселку, состоящему, кажется, сплошь из турбаз, водно-лечебных ванн, развлекательных комплексов и большого рынка сувениров. У этой местности есть и давнее название – Святая поляна. Здесь, в окрестностях курорта Аршан, в 1991 восстановлен Хойморский буддийский храм – дацан «Бадхидхарма», ставший и резиденцией Централизованной религиозной буддийской организации Республики Бурятия «Майдар», вышестоящей инстанции исторических буддийских дацанов Тункинского и Окинского районов Бурятии.

Кроме Хойморского дацана в Святой поляне, «Майдар» объединяет Кыренский дацан «Тушита» Тункинского района и Окинский дацан «Пунцогнамдоллинг» – правоприемник исторического Жэлгинского дацана горной реки Оки. Настоятель Хойморского дацана Даши-лама Шаглахаев является и наставником организации «Майдар». Почти рядом с дацаном расположен и самый большой, из виденных мною, так называемый «сад камней». Словом, Аршан стал местом, где довелось ненадолго окунуться в глубины иной культуры, иных традиций, иной истории.

Святая поляна, где расположен Хойморский дацан, это, по бурятским (и не только бурятским) верованиям, «почитаемое, неприкосновенное Место силы с мощной позитивной энергетикой». И чтобы в том не осталось сомнений, в обращении от имени дацана к посетителям можно прочитать такие строки: «Всем, кто хочет внести реальный вклад в благоустройство дацанского комплекса на Святой долине, накопить благие заслуги, улучшить материальное и духовное благополучие своей семьи, сообщаем реквизиты нашего дацана «Бодхидхарма»… Словом – заплати и, как в банке, – благие заслуги будут прибавляться, а материальное и духовное благосостояние своей семьи улучшится. Уже из этого обращения видно, сколь сильно различаются представления о духовности и благе в буддийской религии и те же представления в православии. Да и в остальном Святая поляна и Аршан – это не только водоохранная зона, но и основательно коммерциализированное пространство, природная достопримечательность, превращенная в доходное место. Музейная территория, где одинаково приветствуется и почитается поклонение и Богу, и маммоне. Почитается до дурного дежавю и неприличия. Так, вдоль тропы, ведущей по склону ущелья к водопадам, несколько раз встречаются щиты с объявлением такого содержания: «ОБЪЯВЛЕНИЕ. За посещение 1 водопада взимается оплата в сумме 50 руб. с человека. Основание: Приказ ФГУ ПП «Тункинский». ФЗ №... от 14.03.1995 г.».

Сразу вспоминается незабвенный Остап Бендер, собирающий с экскурсантов деньги «на ремонт Провала». Видимо, местные чиновники доросли до прочтения бессмертного произведения, но, похоже, с чувством юмора у них дружбы не сложилось и они восприняли сюжет как рецепт для пополнения бюджета. Справедливости ради надо сказать, что «остапа бендера» с билетами на «проход к водопадам» встретить-таки не довелось. Похоже, что возмущение граждан оказалось столь велико, что это коммерческое предприятие лопнуло.

Но, как бы то ни было, «Майдар» и буддийские дацаны являются одной из самых заметных организаций, стремящихся соединить религиозную духовность и защиту окружающей среды. Так, даши-лама Шаглахаев является председателем бурятской Республиканской общественной ор-

ганизации «Экологический просветительский центр «Аригун», и именно курорт Аршан, наряду со столицей республики Улан-Удэ, стал местом проведения в 2006 году Международной научно-практической конференции «Экологические проблемы и духовные традиции народов Байкальского региона». А в июле 2007 года ламы Саянских исторических дацанов, совместно с академическими институтами Бурятии и России и с участием представителей РАН из Москвы, а также верующих – выходцев из Тункинского района, провели в Аршане Международный круглый стол на тему: «Священные ландшафты Саянского нагорья: экологические экономические, социальные и культурно-исторические аспекты». «Священные ландшафты», «культурно-исторические аспекты» – как звучит! Таким формулировкам поучиться не грех и нашим российским экологам!

Добавлю – это не пустые слова. В трех исторических дацанах Саянского нагорья многие ритуальные обряды преобразованы. Так, в ритуалах встреч вместо водки хранителям ученья Будды, хозяевам местностей, преподносятся только молоко – так называемая «белая» пища – и чай. И даже такая традиция, как развешивание цветных матерчатых лоскутов (зурмадахан) и лент-флажков (Хии-морин) «на счастье», подверглась экологической корректировке. Так, осознав, что флажки и лоскуты, вывешанные на деревьях, со временем иссушают их, на территории трех саянских дацанов были построены специальные ритуальные сооружения для этой цели. Насколько эти изменения имеют большое значение для местного населения, особенно отказ от водки, которая раньше, видимо, входила в ритуальный обряд встречи дорогих гостей и важных персон, довелось убедиться в дальнейшем пути по Бурятии, где «культурно-исторические аспекты» естественно соединились с этнографическими и музеелогическими. Об этом – чуть позже.

Возможно, такая деятельность авторитетных религиозных организаций делает довольно решительным и правительство Бурятии. Оно непрерывно наседает на Федеральное правительство с требованиями ликвидации отходов молибденовых месторождений (напомню, в этих краях сосредоточено 35–37 % молибденсодержащих руд).

Правда, вне дацанов матерчатые украшения деревьев можно встретить повсюду: в Святой долине, у водопадов и по дороге к ним, у водолечебницы и рядом с оленями, которых бойкие хозяева сделали экспонатами платной фотографии (фото с оленями – 100 рублей), и на рынке сувениров. Рынок – огромный, торговцы в основном китайцы и монголы, но много и русских. Привлекательных вещиц уйма – от тех же ритуальных лент до гаджетов, остроумно соединяющих традиции с новейшими технологическими достижениями.

Один такой, монгольского производства, приобрел и я. Он представляет миниатюрную дугу в форме ритуальной, изящно исполненной «ступы», внутри которой установлен вертикально молитвенный барабан. Стоит поставить такую штучку на свет и барабан сам или от легкого толчка начинает вращаться, тем самым непрерывно и бесплатно «принося счастье» и исполнение желаний. Весь секрет – в укрепленной на основании дуги пластинке солнечной батарейки и заключенном внутри микромоторчике. Деловая хватка производителей таких сувениров и умение осваивать рынок соединяя духовные традиции и коммерцию – налицо.

Подобное же сочетание несочетаемого и в стремлении к изяществу и чистоте, которое здесь ощущается всюду, рядом с безжалостным уничтожением природы. Стоит удалиться за территорию жилой застройки, как Святая поляна и водоохранная зона предстают в виде свалки мусора и пеньков от уничтоженных рощиц. Развитие курортной зоны вызвало строительный бум и власти оказались бессильны предотвратить и уничтожение лесов в округе, и появление все новых свалок мусора. Это не по 50 рублей с посетителей собирать, – здесь, чувствуется, вращаются совсем другие деньги и действуют другие интересы. И как-то жалостливо смотрится призыв на металлическом листе, укрепленном на дереве: «Это не место для мусора – это святые места». Весь лист – будто в оспинах – во вмятинах от пуль травматического или пневматического пистолета.

Само «святое место» – рядом. Это Сад кам-

ней, большая поляна, уставленная пирамидами и пирамидками из камней, свободно положенных мал-мала друг на друга и украшенных все теми же Хии-морин и зурмадахан. Да простят меня верующие в столь легкое обретение счастья, но мне «Сад камней» рядом с расстрелянным девизом показался «кладбищем камней». И такие «сады», меньшие по размерам, встречаются, как и ленты с лоскутами, в Аршане всюду. И вдоль дорог, и вдоль тропы, идущей к водопадам. Жаль, что помогает эта традиция не всегда и не во всем. Если вообще хоть чему-то помогает.

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1112012115831&oldnumber=637