"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (641) от 06.12.2012

Театральная Жизнь

Театр снова на «высоте»

Екатерина БОГДАНОВА

Сегодня, 6 декабря, в Саратовском ТЮЗе завершает свою работу восьмая по счету творческая лаборатория «Четвертая высота». Приобретший уже известность проект на сей раз предстал перед саратовскими зрителями в несколько ином виде – в качестве фестиваля-лаборатории «Четвертая высота. От А до Я: Азбука детского театра».

Программа фестиваля была рассчитана на четыре дня. За это время, начиная с понедельника, 3 декабря, на малой сцене, в музее театра и планшете Большой сцены ТЮЗа состоялись несколько читок пьес современных драматургов, мастер-класс для творческих зрителей и показы трех настоящих спектаклей.

Одной из целей нового формата лаборатории, которую в нынешнем году ставили перед собой главные устроители фестиваля – народный артист России Юрий Ошеров и заслуженный работник культуры РФ Валерий Райков – вкупе с членом экспертного совета Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», заместителем директора Екатеринбургского ТЮЗа драматургом Олегом Лоевским, было продемонстрировать зрителю тот путь, который проделывает пьеса от момента режиссерского замысла до полноценного дебютирования на сцене. Обновленный проект интересен еще и тем, что в этом году впервые творческая лаборатория была объединена с фестивалем «От А до Я», который вот уже почти десять лет содействует процессу объединения детских театров Поволжья, работая тем самым над выстраиванием единого театрального пространства региона.

В рамках программы проекта вниманию зрителей разных возрастных групп, включая самых юных, были представлены режиссерские эскизы произведений таких известных драматургов, как Томас Тидхольм, Сергей Козлов и Ярослава Пулинович. Последний автор уже знаком поклонникам ТЮЗа по спектаклю «Наташина мечта», впервые представленному публике в форме читки на одной из прошлых лабораторий.

В работу над фестивалем активно включились молодые режиссеры: москвич Павел Зобнин, принявший участие в лаборатории впервые и в первый же день работы фестиваля представивший читку пьесы Кэрри Инглиш и Ги Холланда «Высоко в небе», а также талантливый артист ТЮЗа Артем Кузин, продемонстрировавший аудитории свое видение произведения Сергея Козлова «Ежик и елка». Специально на фестиваль на площадку Саратовского ТЮЗа прибыла труппа Вольского драматического театра, которая привезла на суд посетителей лаборатории спектакль «Все лучшее детям» по одноименной пьесе Екатерины Орловой.

По приглашению руководства Саратовского ТЮЗа участие в знаковом проекте приняли заведующая кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ москвичка Ольга Глазунова, театральный критик из северной столицы Елена Вольгуст и представители театральной школы и гуманитарных вузов Саратова.

Гости из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга приняли участие в общении с журналистами, посвященному раскрытию целей и задач обновленного театрального проекта. Выступая на пресс-конференции, Олег Лоевский отметил, что очередная творческая лаборатория постаралась охватить все возрастные группы и представить тексты разных жанровых направлений. По мнению Лоевского, такой формат театральной работы, как творческая лаборатория, интересен не только для зрителей, но и для актеров, которые получают возможности для того, чтобы реализоваться. «Сегодня появилось то, чего не было никогда: молодые режиссеры, которые хотят работать только для детей», – с удовлетворением подчеркнул Олег Лоевский. Участники пресс-конференции сошлись на том, что необходимо взращивать данную тенденцию с тем, чтобы в как можно более раннем возрасте приобщать детей не только к кукольному, но и к драматическому театру. Безусловно, в немалой степени этому способствует проведение подобного рода фестивалей с их непременным атрибутом в виде обсуждений представленных работ, участие в которых принимают дети.

Разумеется, встреча представителей СМИ с театральными светилами не обошлась без вопросов о судьбе исторического здания ТЮЗа и его бессменного, казалось, директора Валерия Райкова. Общее мнение гостей свелось к тому, что снятие с должности Райкова будет равносильно тому, что театр останется «без головы».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6122012133228&oldnumber=641