"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (647) от 24.01.2013

Саратовскому року – 25 лет

Елена АНДРЕЕВА

В минувшую субботу в Большом зале ГЦНК прошел заключительный тур и Гала-концерт рок фестиваля «Желтая гора», посвященный 25-летию фестивального рок-движения в Саратове. Первый рок-фестиваль состоялся в 1987 году, на сцене клуба Авиазавода (ныне рок-клуб «Варьете» в Саратовском городском центре национальных культур).

Перед концертом состоялся брифинг с организаторами и членами жюри. В нем приняли участие министр молодежной политики, спорта и туризма области Наиля Бриленок, теле- и радиоведущий, генеральный продюсер международного музыкального фестиваля «Сотворение мира» Сергей Миров (председатель жюри), ведущий обозреватель сайта Звуки.ру Павел Сурков, президент фестиваля «Желтая гора» Андрей Руфанов, главный редактор журнала «Общественное мнение» Алексей Колобродов.

Стоит отметить тот факт, что в этом году музыкальный форум впервые проходит при поддержке министерства молодежной политики, спорта и туризма области. Как отметила г-жа министр, подведомственное ей министерство «не могло оставаться в стороне от серьезного мероприятия и выступило соорганизаторам в организационном и информационном плане».

По словам Андрея Руфанова, 25 лет рока в Саратове остались незамеченными и в других городах. 12 января прошел концерт независимой музыки, в котором приняли участие 42 саратовские группы. Сборник независимой музыки «SIM» стал также одним из соинициаторов фестиваля «Желтая гора». На «Желтой горе» все рок-клубы, впервые объединившиеся за все время существования саратовского рок-движения, выставили свои команды: помимо саратовцев, на фестиваль приехали команды из Самары. Андрей Руфанов считает, что в этом году на «Желтой горе» заявлены хорошие хед-лайнеры – группа «СЛОТ» (г. Москва), которую знают многие саратовцы.

По мнению Сергея Мирова, грани между столицей и «культурной провинцией» на сегодняшний день практически не существует, если говорить о творчестве, поскольку Интернет занял уже почетное место среди информационных источников. Более того, Москва, считает Миров, «стала безумно сытая, ленивая, даже не только с точки зрении зрительской, но и с точки зрения творческой, с точки зрении креатива, который возникает в молодежной среде». И если раньше москвичи имели какую-то фору перед другими городами, то сейчас этой форы нет, и так называемая «российская глубинка», перерабатывая существующую информацию, в состоянии выдавать что-то новое, в чем неоднократно убеждался председатель жюри.

Ведущий обозреватель сайта Звуки.ру Павел Сурков, поездив по зарубежным фестивалям, отметил, что в последнее время все больший интерес вызывают именно российские фесты. Как показала практика прошлого фестиваля, наиболее заметные группы на нем не остались незамеченными и на московских площадках, и на международных фестивалях. Музыканты, которые прекрасно выступают здесь, не потеряются и на больших площадках, полагает Сурков, со своей стороны пообещав, что сделает все возможное, чтобы победителей «Желтой горы» услышали как можно больше людей.

«Несколько лет назад, когда проект был только на стадии обсуждения, были опасения, что ничего не получится, – поделился с журналистами Алексей Колобродов. – И Саратов инертным казался, и рок-движение раздробленным, оппозиция властей и вовсе не вселяла оптимизма». Но прошел первый фестиваль, второй, наверняка будет третий и четвертый, по мнению Колобродова, возможно даже в каких-то новых форматах, с привлечением исторических площадок, например, на месте приземления Гагарина, да и позиция властной структуры, проявившей впервые интерес к подобного рода мероприятию, весьма обнадеживает и внушает некоторый оптимизм.

Интересующихся рок-музыкой и отслеживающих привозимые в Саратов рок-группы интересовал вопрос, заданный непосредственно министру по молодежной политики, спорта и туризма области о том, что зачастую привозятся или группы популярные в основном у подростков, или «старички» типа «Nazareth». Может ли министерство, со своей стороны, взяться за пропаганду интересной рок-музыки, если уж решило поднимать музыкальную рок-культуру, и каким-то образом посодействать в организации гастролей «настоящей рок-музыки».

Г-жа Бриленок, отметив, что участие в проведении «Желтой горы» – это первый шаг, и «в дальнейшем мы в этом направлении будем двигаться». Также пообещала, что «на свои мероприятия, хотя бы на небольшой блок, будут приглашаться наши группы». Но пока это только проект. Как сей проект будет реализовываться, покажет, наверное, время. Гастрольная политика же, по словам министра, прерогатива коммерческих фирм и, увы, на нее министерство повлиять не в силах.

Продолжая затронутую тему, Сергей Миров попенял медийщикам на то, что скорее они, чем министерство должны заниматься пиаром и создавать интерес у публики к таким командам. «Возможно, министр смогла бы посодействовать продвижению каких-то интересных групп, но, с другой стороны, никогда в жизни в рок-музыке не входите очень близко в клинч («защитное действие в боксе, сковывание атакующих действий противника, «связывание» его рук», Большой англо-русский словарь – Ред.) с властью, – посоветовал Миров, – ничего хорошего из этого не выйдет, даже когда власть хорошая, вы ее своими объятиями можете испортить. Чем дальше – тем лучше. Как раньше церковь была отделена от государства – и очень от этого выиграла».

Павел Сурков добавил, что «у зарубежных музыкантов, в том числе и молодых групп, которые, может, в России и не очень известны, но уже популярны в Европе, есть больше желание проехаться по России». В этом году, по словам Суркова, планируется подготовить программу, в которой примут участие молодые европейские группы, набирающие рейтинги в европейских чартах. И в Саратове, по мнению обозревателя сайта Звуки.ру, есть энтузиазм, возможности, а главное – поддержка со стороны людей, которые близки к организации концертов для участия в таких проектах.

Концерты гастролеров вещь, конечно, хорошая и нужная, но сожаление о том, что местные команды, отыграв, как правило, расходятся по домам и часто даже не слушают выступления своих коллег, перевело разговор от непосредственно самого фестиваля в другую, но не менее важную плоскость.

О том, что у нас инертная молодежь и то, что по какой-то причине мы не поддерживаем своих земляков, это проблема молодежи и вопрос для отдельного круглого стола, считает Руфанов. Со своей стороны, оргкомитет фестиваля всячески пытается «встряхнуть» инертность масс. Дело ведь в том, что и с этим нельзя не согласиться, что мы сами формируем свою среду, свою культуру. Если существуют какие-то команды, они имеют право получить аудиторию. «Если вы хотите, чтобы приезжали хорошие группы, надо создавать понимание среды, создавать группы, которые научились слушать свои группы, – уверен Андрей Руфанов. – Если нет среды, то значит, будет фест в Самаре. Нас сейчас поддержало министерство по полной программе, поддерживают, потому что понимают, что это касается молодежи, это касается их министерства».

Если взять хотя бы заявленное количество групп и помножить на число участников, приблизительно получится около тысячи человек, которые по большому счету занимаются искусством. А вот почему-то происходит так, что они друг друга не хотят слушать, посетовал Руфанов.

Рецепт, как поднять интерес к року, нашелся у Сергея Мирова, и рецепт довольно простой и широко использовавшийся во времена советской власти. «Да запретите Вы к чертовой матери. Закройте все, дайте пострашнее интервью по поводу того, что это нельзя допускать, это кошмар и т. д. Ну, Вы же знаете, – обратился он к г-же Бриленок, – и не забыли, как это делалось в Вашей молодости. И моментально поднимется весь интерес».

Хотя, по большому счету, дело даже не в запретах, а скорее в том, что зачастую некоторые рок-команды даже не задумываются о том, как со стороны они выглядят, ведь внешняя «картинка» не менее важна, чем то, что они исполняют. Выходящий на сцену музыкант должен понять, что он артист и должен привлекать внимание не только эпатажным видом и поведением на сцене. Возможно, следует все же объяснять музыкантам, как они должны себя вести, что они должны делать на сцене. «А если их коллегам неинтересно их смотреть и слушать, заставлять никого не надо, Это неправильно. Неинтересно – значит, сделай так, чтобы было интересно», – заключил Миров. И в свою очередь пригласил вышедшие в финал команды выступить на фестивале в Москве, предположив, что министерство, со своей стороны, возможно, как-то сможет поддержать местные команды финансово.

О том, что «любить своих соотечественников как-то стыдно, а любить надо иностранцев, и только иностранцы могут играть настоящий рок, читать настоящий рэп, играть настоящую электронную музыку», существует, как это ни странно, только в нашей стране, заметил Павел Сурков. К счастью, постепенно безумный стереотип «любить своих – западло» начинается преодолеваться. Ведь если бы более чем полвека назад «ливерпульские рабочие не ходили пить пиво в бар под названием «Каверн клаб» и не

плясали под музыку, которую играли тогда еще пятеро молодых ребят, мир, наверное, был бы немножко другим», – подчеркнул Сурков, призвав с уважением отнестись к тем, кто выходит на сцену в фестивальной программе.

По итогам фестиваля из 18 групп, принявших участие в Гала-концерте, признаны лучшими в номинациях: «Лучшая группа» – «Алла Костина» (г. Самара); «Лучший исполнитель» – Евгения Кузьмина, группа «Gonnalon» (г. Саратов); «Лучшая композиция» – «Пушкин», группа «Хайдеггержив» (г. Саратов).

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26012013143254&oldnumber=647