"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (648) от 31.01.2013

Пресс-Клуб

Туризм и турбизнес по-саратовски

01.02.2013

Елена АНДРЕЕВА

«Каких открытий в сфере туризма ждать саратовцам и гостям города в 2013 году» – такова была тема пресс-конференции, прошедшей в «Комсомолке» с участием зам. министра молодежной политики, спорта и туризма Ирины Шатылко, начальника отдела развития ЗАО «Волга» Юрия Ромашова и гендиректора ООО «Покровск-Тур» Татьяны Антипиной.

Если вдруг у кого-то вдруг возник вопрос: действительно ли в Саратове есть местный туризм? Как считают участники пресс-конференции – есть. Более того, как казалось по прогнозируемым данным Саратовстата, в минувшем году внутренний турпоток составил приблизительно более 431 тысячи человек.

Впрочем, давайте по порядку. Представителей СМИ, по словам зам. министра, пригласили не только для того, чтобы отчитаться о проделанной работе за минувший год и начать новый с плодотворного сотрудничества, но и в тестовом режиме познакомить с новым проектом – «Виртуальный тур по Саратовской области», планируемый в ближайшее время на туристическом портале министерства под названием «Саратовская область – родина знаменитых людей».

Основным проектом, реализованным министерством в минувшем году, стало создание туристического портала, без запуска которого, как считает г-жа Шатылко, «нельзя было говорить о создании единого информационного пространства». Планируется, что в 2013 и 2014 годах «туристический портал станет площадкой практически для всех субъектов, которые работают в сфере туризма». Также планируется в этом году сделать перевод сайта на английский язык.

Но главное, как нам показалось, ради чего собственно и собирали пресс-конференцию, была презентация нового детища министерства – виртуального тура, который обошелся в 150 тысяч рублей, и, по словам разработчиков, было создано более 50 панорам (по техзаданию предусматривалось всего 20). Главными действующими лицами виртуального тура были выбраны Гагарин, Чернышевский, Радищев, Столыпин. В проекте – Петров-Водкин (г. Хвалынск).

Итак, министерство на сегодняшний день может оперировать данными Саратовстата пока только по первому полугодию 2012 г. (годовые данные появятся у того же Саратовстата не раньше марта-апреля нынешнего года), исходя из которых, в 2012 г. в области увеличилось количество мест для размещения туристов с 54 до 57, появились новые гостиницы, новая туристическая база. Количество туристов, приехавших в Саратовскую область, увеличилось по сравнению с 2011 г., что говорит о положительной динамике увеличения численности туристов. В 2010 г. область посетили 401 тыс. чел., 2011 г. – 416 тыс., прогноз по итогам 2012 г. – более 431 тыс. чел. По прогнозным данным министерства, туристы, прибывающие в нашу область – в основном жители РФ.

Среднестатистический портрет туриста можно описать следующим образом: в первую очередь, это представители делового туризма, проще говоря, командированные (!? – Ред.). Причем, совершено не важно, видели ли эти командированные что-то кроме отеля и организации, в которую прибыли по делам, автоматически по статданным они попадают в разряд бизнес-туристов. За ними идут любители экологического и рекреационного туризма, то есть отдых, лечение или спорт (!? – Ред.), основной поток которых приходится на летние месяцы. Сюда же относятся и пассажиры причаливающих теплоходов, сошел на берег – уже турист (!? – Ред.).

На ближайшей коллегии министерства одним из вопросов, которому уделят особое внимание, станет туризм, поскольку, по словам Ирины Шатылко, «В.В. Радаев ставит перед нами задачи, связанные с тем, чтобы мы развивали туризм, в первую очередь, с точки зрения информированности населения, чтобы мы могли привлечь внимание населения и жителей соседних регионов к тому, какие туристические объекты есть на территории нашей области». Вопрос, конечно риторический, но если бы Радаев не поставил задачи о развитии туризма, туризмом бы не стоило заниматься вовсе, и оставить все как есть? Хотя, если посмотреть на это с другой стороны, то, например, планируемое в это году заседание комиссии по туризму и гостиничному бизнесу РСПП (Российского союза промышленников и товаропроизводителей), с которым связывают ожидания о привлечении на это заседание потенциальных инвесторов, готовых развивать туристические объекты, туристическую инфраструктуру, для того, чтобы Саратовская область могла войти в федеральную целевую программу развития внутреннего въездного туризма, видимо, кое-что объясняет. Судя по всему, область не справляется самостоятельно ни с развитием туристических объектов, ни с туристической инфраструктурой. Даже семинары с турогранизациями и главами муниципальных районов по развитию туризма в подведомственных им образованиях не спасают ситуацию.

О пресс-турах, организованных в минувшем году министерством, писалось довольно много – и хорошего и не очень, но, по мнению члена экспертного совета области по туризму Татьяны Антипиной, «на основе этих пресс-туров где-то возродились или образовались новые программы». Так, например, стала пользоваться популярностью программа «Пугачев», направление, забытое в свое время. Сегодня, по словам Антипиной, Пугачев неразрывно связан с именем Е. Пугачева, историей старообрядчества Саратовской области: в программу тура входят Пугачевский краеведческий музей (старейший в области, датируемый 1919 годом), мемориальный музей Чапаева. Более популярной стала программа «Знакомство с Базарно-Карабулакским районом». Вот только все эти туры, к сожалению, расчитаны на школьные группы.

ООО «Покровск-Тур», один из местных туроператоров (не путать с турагентствами, ибо туроператор является создателем туристического продукта и обязательно вносится в госреестр, а вот турагентства чаще всего реализуют продукт туроператора), предлагает следующую программу тура в Пугачев. Выезд из Энгельса в семь утра, четыре с лишним часа в автобусе по местным дорогам и два часа на осмотр местных достопримечательностей: Свято-Никольский женский монастырь в Пугачеве – 30 мин., Пугачевский краеведческий музей –30 мин., мемориальный дом-музей В.И. Чапаева – 30 мин. Полчаса на обед и в два часа дня – назад. Вполне возможно, что больше-то и смотреть в Пугачеве нечего, но вот по полчаса на экскурсии весьма впечатлили. К тому же, если вам не посчастливилось жить в Саратове или области, то узнавать о стоимости и датах придется только по телефону у туроператора. Думается, желающих из соседних областей познакомиться с нашими достопримечательностям в таком авральном режиме найдется немного. Весьма сомнительное удовольствие провести целый день в автобусе, чтобы пару часов погулять по городу.

Знакомство с Базарно-Карабулакским районом, правда, будет чуть подольше – четыре часа, включая обед, но и ехать до него чуть меньше, чем до Пугачева. А вот время на посещение туристических объектов, в числе которых два музея и картинная галерея, также регламентировано получасом на каждый. Добавим к этому – туры расчитаны на школьников, а значит, на группу от 30 до 40 человек. Так что, если вдруг кому-то из саратовцев вдруг все же захочется подобного экстрима, то придется собрать довольно большую компанию, дабы поездка все же состоялась, а это уже немного отдает фантастикой.

«Плохо к нам едут туристы, которые просто заинтересовались бы посмотреть что-то», – посетовала Татьяна Антипина. И не удивительно, судя по предложенным турам. К тому же, все туры, предлагаемые местными компаниями, ограничены исключительно одним днем. «Надо активнее организовывать такую работу, как пресс-туры, с привлечением партнеров из близлежащих областей – Волгоградской, Пензенской, Самарской, показывать то, что у нас есть, заключать договора с министерствами или туристическими компаниями и начинать работать», – считает Антипина. Одними из наиболее перспективных программ, которые будут пользоваться спросом у туристов, Татьяна Антипенко считает программы, связанные с именем Ю.А. Гагарина «Авиация и космонавтика», и «Немцы Поволжья» по приему туристов из Германии.

Пресс-туры, наверное, дело хорошее, вот только предлагаемый продукт в том виде, в котором уже имеется, как-то не дотягивает с качеством, на наш взгляд. Потому-то и невелика посещаемость самостоятельных туристов, готовых воспользоваться им. А уж о том, что «в этом направлении нужно работать» – никто не спорит. Если «забить» в Интернете поисковую строку «туры выходного дня в Саратове», то не найдется ни одного совпадения. Нет такого продукта на саратовском рынке туруслуг.

Поскольку в «Информации о развитии туризма в Саратовской области в 2012 г. и задачах на 2013 г.», розданной журналистам, значится, что «приоритетными видами туризма в регионе являются культурно-познавательный, рекреационный, лечебно-оздоровительный, экологический, а также событийный», то было интересно узнать у эксперта в области местного туризма, существуют ли разработанные экотуры и сколько у местных туроператоров туров, связанных с экологией как одной из составляющих.

Ответ г-жи Антипенко, прямо скажем, был неутешительным. Оказалось, что экологические туры не пользуются спросом и «если сделать такую экскурсию, она не будет продаваться». Но, тем не менее, в компании, возглавляемой Антипенко, около «30 различных туров, которые так или иначе переплетаются с экотуризмом. Чисто экотура нет. Нет спроса. Продаем то, что пользуется спросом», – был ответ турэксперта.

Татьяну Антипенко поддержала зам. министра молодежной политики, спорта и туризма Ирина Шатылко, заметив, что «задача туристических компаний развивать экологический туризм отдельно не совсем правильно, т. к. туркомпаниям это не выгодно, поскольку (и об этом учат во всех вузах) экологический туризм – это, прежде всего, туризм самодеятельный, т. е. то, что не продается».

Странно такое слышать, когда мы читаем, что экотуризм, наоборот, приобретает большую популярность не только в мире, но и в России. «Число поклонников экологического туризма в России растет с каждым годом. Этот вид туризма возвращает уставшим от городов людям силы и энергию во время общения с природой и наблюдения за ней. Кроме того, он стимулирует сохранение окружающей среды, делая такой вид туризма выгодным для местных жителей» (http://www.russiatourism.ru).

Правда, по словам Шатылко, в Хвалынске развивается экотуризм, в нацпарке Хвалынском недавно обустроили туристическую базу, рассчитанную на развитие такого вида туризма, где есть оборудованное место под стоянки и охраняемая зона. Так что в данном случае самому нацпарку Хвалынский, видимо, и следует продавать эти туры или путевки, предположила Шатылко. «Если мы хотим организованного отдыха, то здесь, прежде всего, должны быть коммерческие интересы и нам от этого никуда не деться, т. к. туризм включает в себя понятие турбизнеса. Это не одно и то же – туризм и турбизнес», – заключила зам. министра и посоветовала любителям природы путешествовать самим. Впрочем, они уже давно это делают, не обращаясь за помощью к министерству, поскольку, судя по всему, развитие этой отрасли не входит в приоритетные направления соответствующего министерства. А вот интересно: если губернатор Радаев поставит задачу развить в области экологический туризм, то это направление войдет в категорию коммерческих интересов местного турбизнеса или все же останется невыгодным для него?

О так называемых «зеленых» стоянках на пути теплоходов тоже дело обстоит не лучшим образом. Вернее, никак не обстоит, поскольку практически их нет, ибо почти вся прибрежная зона и «пристани находятся в ведении муниципалитетов, но чаще – в частной собственности». Вспомнили в этой связи и причальную стенку на набережной – та же история с собственниками, посетовали и развели руками, мол, денег у министерства ни на аренду, ни на содержание ее нет. Правда, «губернатор поставил задачу – расширили набережную за Ротонду». Так что теперь, видимо, будет «будет развиваться именно эта зона, которая является собственностью муниципалитета, где есть возможность муниципальной власти решить проблему стоянок катеров, яхт».

Прогнозы Юрия Ромашова о годовом приросте туристов в 10–12 %, конечно, обнадеживают. В этом году, поделился с журналистами Юрий Викторович, в сети гостиниц появится несколько новых услуг, например, Wi-Fi в каждом номере, услуга, в большинстве отелей в России предоставляемая только в ресепшн зоне. Саратовские отельеры ожидают увеличение гостей и в 2013 г., о чем говорят исследовательские данные, проводимые ими. «Люди будут к нам возвращаться», – уверен Ромашов.

Поживем, как говорится…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1022013210427&oldnumber=648