"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (648) от 31.01.2013

Из Жизни Вуза

Преподаватель и студент – главные фигуры в высшей школе

www.polit.ru

Мы публикуем письмо представителей профессорско-преподавательского сообщества вузов, вызванное сложными процессами, происходящими в российском высшем образовании. Политическая воля Министерства образования и науки к преобразованиям не всегда подкрепляется надежным пониманием, как состояние преобразуемого измерить, более того – как согласовывать план реформ с действующими игроками. Письмо является отчетливым сигналом, что именно в сфере внятного публичного обсуждения целей и методов находится ключ к успеху преобразований.

Данное письмо было написано 20 ноября, и, пока шел сбор подписей, министр Ливанов сделал административное внушение ректорам ряда вузов, а также пообещал повысить зарплаты преподавателям и изменить условия оплаты их труда. Таким образом, часть наших требований нашла отражение в его заявлениях.

Тем не менее, мы считаем, что последние заявления министра не лишают актуальности те задачи, которые мы формулируем в этом письме. Главной нашей задачей является консолидация разобщенного преподавательского сообщества для защиты своего достоинства и трудовых прав и борьбы против всевластия вузовской и министерской бюрократии.

Всех преподавателей (и преподающих в вузе по совместительству), желающих поставить свои подписи под этим письмо, просим писать на адрес – podpishipismo@rambler.ru (ФИО – полностью, ученая степень и звание, должность и место преподавания). Кроме этого, всех, кто разделяет требования письма, приглашаем присоединиться к Инициативной группе Ассоциации преподавателей вузов России (http://freeuni.ru) для совместного поиска путей выхода из системного кризиса высшей школы.

17 ноября 2012 г. министр образования и науки Дмитрий Ливанов в интервью программе «Вести в субботу» на телеканале «Россия 1» сделал весьма оскорбительные для вузовских преподавателей страны заявления. Министр так объяснил причины невысокой средней заработной платы преподавателей ряда московских вузов, которая, по его словам, составляет 20–30 тыс. рублей: «Как это назвать? У меня есть несколько версий того, чем это может объясняться. Версия первая: это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги. Версия вторая: это преподаватели, которые подрабатывают в нескольких вузах, перебегая между ними. Версия третья: они просто перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов. И в том, и в другом, и в третьем случае такой вуз не может называться эффективно работающим… (См.: http://top.rbc.ru/society/17/11/2012/825512.shtml ).

Мы, вузовские преподаватели, подписавшие это письмо, возмущены высказыванием министра, из которого следует что абсолютное большинство вузовских преподавателей не только Москвы, но и всей России являются «преподавателями невысокого уровня».

Мы, вузовские преподаватели, подписавшие это письмо, констатируем вопиющую некомпетентность министра, который явно оторвался от действительности, поскольку оперирует цифрами зарплат, совершенно не отражающими реального положения дел. В абсолютном большинстве вузов столицы средние зарплаты ассистентов, старших преподавателей и доцентов (имеющих степени кандидатов наук) – не дотягивают даже до 18 тысяч рублей.

Мы, вузовские преподаватели, подписавшие это письмо, убеждены, что наше возмущение разделяет подавляющее большинство наших коллег по всей стране. Свое письмо мы адресуем им, рассчитывая на их поддержку и надеясь на то, что в ближайшем будущем мы составим сплоченное профессиональное сообщество, способное отстаивать свои права и бороться против унизительных условий труда, на которые обрекает нас нынешняя российская власть.

Мы не считаем нужным обращаться ни к президенту, ни к премьер-министру, ни к Российскому союзу ректоров, поскольку они сами несут ответственность за состояние дел в высшей школе. Именно они назначали и поддерживали Фурсенко и Ливанова, лоббировали постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов» и делали многое из того, что привело вузовскую систему к кризису.

Мы считаем недопустимым, чтобы и в дальнейшем судьбы нашего образования и наши судьбы находились в руках государственной и вузовской бюрократии, которая проводя бесконечные «реформы сверху» преследует, прежде всего, свои личные интересы. Их некомпетентность, недееспособность и сребролюбие выявились слишком очевидно и лишили их нашего доверия. Мы не можем и дальше безучастно смотреть на «имитацию бурной деятельности», в результате которой реальное положение дел в вузах становится все хуже и хуже, зато, как констатировалось на предвыборной встрече бывшего премьер-министра (а ныне президента) и Российского союза ректоров, совокупные доходы ректоров более чем в 15 раз превышают доходы профессорско-преподавательского состава, а рост административно-управленческого аппарата превзошел все допустимые рамки. Так, в некоторых вузах, как звучало на этом же совещании, количество проректоров достигло чуть ли не двадцати человек.

Мы уверены в том, что главными фигурами в высшей школе должны быть преподаватель и студент, а вся административная вертикаль (и периферия) должны работать на них, обслуживать их! Российские вузы и их работники вполне готовы к реализации принципов академической автономии и самоуправления

Мы хотим, чтобы «чудовищное административное неуважение» к нижестоящему, вообще характерное для всей российской бюрократической системы (и так ярко проявившееся сегодня в оскорбительных словах министра) – было изжито в вузах.

Мы, вузовские преподаватели, подписавшие это письмо, выражаем свое недоверие компетентности и человеческим качествам министра Ливанова.

Мы призываем своих коллег к солидарности и к созданию объединений про-фессорско-преподавательского состава, которые будут добиваться:

– отмены постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов», которое создало серьезные диспропорции в оплате труда работников образования, породило откровенную социальную несправедливость и создало неограниченные возможности для всевластия и произвола вузовской бюрократии;

– отказа от порочной практики объявления вузовских зарплат «коммерческой тайной» и создания прозрачной и справедливой системы начисления заработной платы (а также всех иных доходов и премий), не допускающей превышения совокупного дохода ректора (и любого другого вузовского начальника) более чем в три раза совокупного дохода представителей профессорско-преподавательского состава;

– привлечения широкой образовательной общественности для скорейшей разработки Единой тарифной сетки, взяв за основу тарифные коэффициенты ЕТС, которые действовали до 2000 г. и перейти к ней уже в ближайшее время;

– скорейшего и существенного повышения зарплат, а не откладывания этого до 2018 г., что является форменным издевательством, в ситуации когда нагрузку повышают сегодня, а зарплату повысят через шесть лет;

– отказа от практики сокрытия источников формирования бюджета исследовательских и образовательных институтов от трудового коллектива и самовольного ими распоряжения руководством вузов;

– реальной выборности вузовских руководителей всех уровней, ликвидации назначения ректоров и создания системы эффективного публичного контроля за их действиями;

– радикального сокращения вузовского административного аппарата и создания системы эффективного публичного контроля за его действиями;

– отказа от практики слияния вузов, наносящей ущерб сложившимся коллективам и лечащей застарелую болезнь «лекарством, которое горше самой болезни»;

–отказа от планов бездумного массового сокращения преподавателей;

– защиты трудового права тех компетентных и честных преподавателей, которые испытывают притеснения со стороны администрации вузов.

Выражая свою озабоченность критическим состоянием системы высшего образования России, мы призываем преподавателей вузов к сплочению и самоорганизации. Будущее образования зависит от нас самих! Только умея защищать собственные права и достоинство, мы можем рассчитывать на то, что реформирование системы высшего образования будет проходить в интересах общества, в интересах честных и ответственно мыслящих граждан нашей страны!

Подписи (на 30 января 2013 года – более 1 тысячи)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1022013211556&oldnumber=648