"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (648) от 31.01.2013

Среда Обитания

Cаратов, в котором я живу

Оксана СЕРЕБРЯКОВА

(Продолжение. Начало см. в № 42 (644) от 27 декабря 2012 года)


Везение, как известно, бывает разным. Мне, например, повезло родиться в замечательном городе Саратове, чему однозначно поспособствовал случай. Тот же самый случай следовало бы благодарить и за то, что основным своим домом в вышеозначенном Саратове я считаю исторически промышленную часть города – Заводской район.

Признаться, свое детство, отрочество, а, местами, и юность, автор этих строк провел совсем в другой точке Саратова, удаленной от центра Заводского примерно на такое же расстояние, на которое удален от законов тригонометрии учитель русского языка. Так что стоит ли удивляться, что, если кого-то с малых лет стращали карабасами-барабасами и «дядей милиционером», то на мою неокрепшую психику родители воздействовали, в основном, образами «реальных пацанов» с Пролетарки, встретить которых ночью в малолюдном подъезде считалось бы признаком крайнего невезения. Я не удивлялась, а мотала на ус, и поэтому, наверное, в уже сознательном возрасте решила для себя, что селиться в Заводском намного дальше месторасположения районной администрации мне не к чему.

Надо сказать, что об этом своем решении я пока не пожалела. Условная территория в границах моего жилища, которую я считаю «своей», примечательна с разных точек зрения, а вдобавок обширна. К ее основным достопримечательностям смело можно отнести пешеходный мост со стороны «Дружбы», который по старинке именуют «тоннелем», живописные мусорки в частном секторе и соседствующие с бараками новые дома по улице Огородной (фото № 1), рынок «Волга» и печальный остов авиационного завода, кинотеатр «Темп» (фото 2), несколько скверов и строительные площадки, на которых стремительно вырисовываются очертания жилых микрорайонов.


 

Фото 1


 

Фото 2


В своей тарелке

По ощущениям, я попадаю домой задолго до того, как фактически оказываюсь дома. Примерно тогда, когда весь транспорт, ползущий в часы пик в сторону Заводского, вытягивается в длиннющую пробку на автомобильном мосту в районе 1-го жилучастка. Тут-то у путешественника, оказавшегося в этих краях впервые (а такие нет-нет, да и встречаются среди пассажиров автобусов и «Газелек»), появляется возможность с толком, чувством и расстановкой вглядеться в действительность, которая его окружает.

Из-за обилия потрепанных жизнью хрущоб и железнодорожных путей, окрестный пейзаж может показаться лишенным привлекательности и какого-либо своеобразия, однако это не так. К примеру, если взглянуть в сторону поселка Юриш, и сейчас еще можно обнаружить сиротливо вздымающиеся бетонные опоры – это единственное, что осталось от старого пешеходного моста (фото № 3), над упразднением которого специальная техника трудилась всю осень и продолжает трудиться до сих пор. Не все пешеходы поняли, для чего их лишили столь удобной и хорошо проторенной тропы, но быстро смирились: о старом мосте сохранилось впечатление ветхости и зашедшего уже далеко процесса разрушения, так что, по крайней мере, остается надежда, что власти (неужели и такое с ними случается?) в данном конкретном случае умудрились сработать на опережение.


 

Фото 3


Насладившись видами из окна, в том числе и свежеустановленными светофорами, появившимися на опасном участке дороги после энной аварии, можно двигаться дальше. На повороте к стадиону пробка обычно рассасывается, так что заметить что-либо интересное на этом отрезке пути можно и не успеть. А вот сам рынок и прилегающая к нему территория заслуживают подробнейшей экскурсии.

Стадион, фигурирующий в названии остановки, в данном случае выступает лишь привычной условностью. На оживленном пяточке проспекта Энтузиастов с автомобильным кольцом в центре это забытое богом и городскими чиновниками спортсооружение едва ли можно посчитать главным. Средоточием повседневного круговорота основной массы местных жителей, безусловно, являются торговые места и расположенная вблизи остановка общественного транспорта. Тесное соседство этих двух объектов делает рынок привлекательным местом паломничества для пенсионеров со всей округи, даже тех, которые совсем не могут претендовать на звание местных.

Усомниться в целесообразности существования в данном месте такой структуры, как рынок, никто из рядовых его покупателей не посмеет – за них это сделали не испытывающие трепета по отношению к подобного рода ценностям чинуши, с легкой руки которых одно время получил распространение слушок о том, что базарчик снесут. Не иначе как вследствие этих слухов администрация рынка стала по-быстрому укреплять оборонительные рубежи, а именно, затеяла строительство солидного торгового комплекса, а после перевела в него разрозненные прилавки. В результате слухи больше не возникают, а покупатели на собственном опыте познают все прелести проповедуемых мэрией «цивилизованных форм торговли».

Мусор в конце тоннеля

Надо сказать, что жить вдоль оживленной автомобильной артерии, каковой, без преувеличения, является Ново-Астраханское шоссе, оказалось занятием достаточно забавным. Шум моторов, визг тормозов, смог и прочие прелести такого соседства – это те мелочи, замечать которые перестаешь практически сразу. Сложнее изо дня в день не обращать внимание на то, как, в прямом смысле слова, трясутся стены домов в результате шумовой вибрации, распространяемой проложенной параллельно с шоссе железной дорогой. Впрочем, и это неудобство носит временный характер. Поскольку надеяться на то, что руководство местного филиала ОАО «РЖД» когда-нибудь вспомнит об их плачевном существовании и установит шумопоглощающий экран вдоль железнодорожных путей жителям хрущевок по Ново-Астраханскому шоссе не приходится, в худшем случае они учатся приспосабливаться к окружающей среде. Жильцы побогаче отгораживаются от нежелательных внешних воздействий стеклопакетами. Жаль только, что заоблачными доходами местный контингент явно не блещет – в противном случае производители профилей ПВХ давно сумели бы озолотиться.

Не менее любопытное явление представляет собой так называемый «Тоннель» (фото № 4). Название конструкции, как это часто бывает, прилипло к остановке общественного транспорта, и сейчас уже мало кого смущает то обстоятельство, что из подземного, каковым и полагается быть сооружению данного типа, тоннель превратился в сооружение почти что воздушное. Таким, да еще в придачу ярко-зеленым, несколько лет назад его сделала железная дорога. Этот яркий штрих добавил приятной пикантности в серый, по большей части, пейзаж, но, как только по крутому «тоннелю» «пустили» народ, железнодорожники стали терпеть убытки: местные аборигены не стеснялись оставлять в «трубе» мусор и регулярно выбивать панели.


 

Фото 4


Дороги без тротуаров – что мусорки без мусора

«Чисто там, где убирают, а не там, где не сорят» – примерно так, с оговоркой на работу районных коммунальных служб, можно было бы охарактеризовать природу возникновения свалок, коими примечателен мой район. Большинство из них образуется не где-нибудь, а в прямом соседстве с мусорными баками (фото № 5). Длительный опыт наблюдения и изучения данного феномена позволяет сделать вывод о том, что в беспорядке виновата не столько несвоевременность оказания жителям услуги по вывозу и уборке мусора, сколько сами жители, обыкновенно не затрудняющие себя тем, чтобы сложить принесенные пакеты в бак, а не бросить где-нибудь рядом.


 

Фото 5


Но сознательность горожан – это одно, а культурное развитие района, на котором, чего нельзя не заметить, благоприятнейшим образом сказывается близость районной администрации – совсем другое. И это другое временами даже радует. Радует, например, тем, что счастливцам из расположенных в центре Заводского домов есть где наслаждаться оазисами городской природы: к их услугам сразу два полноценных сквера, расположенных в шаговой доступности друг от друга. В одном, в дополнение к всевозможным детским аттракционам, вот уже несколько лет существует необычный бесплатный мини-зоопарк (если не сказать «птицепарк»). Там же прописалась и другая диковинка сегодняшнего дня – настоящий шахматный клуб! (фото № 6) Помимо этого, в сквере можно встретить бронзовый призрак коммунизма в лице дедушки Ильича (фото № 7), у подножия которого почти всегда лежат настоящие или искусственные (в зависимости от сезона) цветы.


 

Фото 6


 

Фото 7


А не так давно был открыт новый отрезок дороги по улице Барнаульской, призванный разгрузить транспортный поток в районе пересечения улицы Орджоникидзе с проспектом Энтузиастов. Дорогу построили быстро, и автомобилистов она явно порадовала … автомобилистов, но никак не пешеходов, которые, за отсутствием тротуаров, вынуждены путешествовать по трамвайным рельсам, либо по замусоренной обочине (фото № 8). Прохожие, правда, встречаются здесь не так уж и часто, но это отнюдь не повод для городских властей не делать прилегающую к дорожному полотну местность красивой и облагороженной. Хотя властям, понятное дело, не до этого: были бы дороги и деньги на то, чтобы их строить. Вот так и живем.


 

Фото 8


Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1022013214711&oldnumber=648