"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (648) от 31.01.2013

Худсовет

Поэзия в музыке

Лана СОКОЛОВА

Еще одна премьера, первый и, к сожалению, скорее всего, последний показ авторской программы музыковеда Валентины Агафоновой «Метель», посвященной композитору и пианисту Георгию Свиридову. Пожалуй, «Метель», одно из самых известных произведений композитора, не только поэтому получила свое название. Метель – не только как природное явление, к которому часто общались русские поэты, живописцы писатели и композиторы, но еще и потому, что метель – своего рода и душевное явление – «смятение чувств».

В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. В музыке Свиридов исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые и порой наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка стала не только музыкальной иллюстрацией, а зажила самостоятельной жизнью, зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.

Услышав однажды, уже невозможно спутать ни с чем свиридовские «Вальс» и «Романс». В «Вальсе» нет пышности и великолепия бального танца. Кажется, он звучит в непритязательной обстановке домашнего праздника, в небогатой усадьбе или в саду провинциального городка.

И вот что интересно. Для каждого «Романс» может звучать по-своему: романтично, как начало влюбленности, или грустно, как расставание.

«Романс» начинается привычным для бытового музицирования отыгрышем рояля. Скрипка запевает соло мелодию романса, основанную на попевках, типичных для романсовой музыки середины XIX века, разворачивающуюся все шире и привольнее. Рояль продолжает меланхолично исполнять свою партию… Музыка становится более взволнованной, достигается кульминация, в заключении все утихает…

Впервые Свиридов обратился к Пушкину в 1935-м году, будучи учащимся музыкального техникума, написав романсовый цикл на его стихи, в который вошли и «Зимняя дорога», и «Подъезжая под Ижоры», сделавшие двадцатилетнего паренька из-под Курска знаменитым.

Обращение к поэзии Пушкина, Есенина, Блока, Пастернака, Бернса для Свиридова не случайно. Выражение «вначале было слово», можно сказать, стало для него одним из постулатов. Слово – это мысль о мире, музыка же – душа мира. И вот когда музыка и слово, мысль и душа соединяются вместе, рождается нечто совершенное – как в поэзии, так и в музыке. Может, потому музыка Свиридова так быстро запоминается, как запоминаются стихи. Ведь бывает так: услышал стихотворение, даже, порой, не зная автора, и оно врезалось в память. Так же и с музыкой Свиридова: она входит в сознание и память настолько незаметно и естественно, что, кажется, была там всегда.

Так же незаметно и естественно, благодаря Валентине Агафоновой, входят в нашу жизнь знакомые и не очень композиторы и поэты (ведь музыка и поэзия часто идут рука б руку), высвечивая порой совершенно неизвестные до этого момента грани своего таланта, приоткрывая дверь с приглашением войти за новыми знаниями и впечатлениями.

Уложить в чуть более чем полутора часовую программу рассказ о композиторе или музыкальном направлении так, чтобы гости (ведь по другому не получится назвать приходящих на ее программы) не заскучали и не потеряли интереса, невероятно сложно, но, как оказывается, возможно. И дело, видимо, не просто в умении скомпоновать музыкальные номера с текстом, грамотной подачей и выразительном чтении, а когда «душа с душою говорит», рождаются такие программы.

И возникают команды профессионалов, готовые работать несколько месяцев лишь для того, чтобы один раз выйти на сцену. Как всегда, весь вечер за роялем Ирина Соколова и артисты филармонии – Павел Ремезов (скрипка), Евгения Каплун (сопрано) и теперь уже солист театра оперы и балета Виктор Куценко (бас).

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1022013215136&oldnumber=648