"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (648) от 31.01.2013

Проблема

Кинохроника: сохранить или забыть...

Светлана ТЕНЕТКО

На очередной субботний показ киноклуба в Доме Кино представителей саратовской прессы пригласили не случайно. И дело даже не в том, что организаторы решили показать уникальные по своей значимости фильмы кинохроники тридцатых годов прошлого века, а в том, что с некоторой долей вероятности (хотя думать об этом даже не хочется) эту кинохронику, может быть, пришедшие видят в первый и последний раз.

Печальную историю Фильмофонда Ниже-Волж-ской студии кинохроники можно было бы назвать из ряда вон выходящей, если бы она не была похожа на многие другие, происходящие в последние десять-двадцать лет с национальным достоянием.

Итак, по словам гендиректора ООО «ТПО «Нижне-Волжской студии кинохроники» Андрея Наймушина, в октябре прошлого года началась очередная фаза чиновничьих движений, связанных с судьбой местного Фильмофонда. Фильмофонды – хранилища фильмов, которые создавались на студиях на протяжении всего ХХ века, – оказались в довольно странной ситуации. В 2001 году, после принятия Указа Президента РФ «О реорганизации федеральных государственных киностудий» № 389 от 04.04.2001, в котором значится, что «В целях осуществления структурной перестройки в сфере кинопроизводства, обеспечения эффективной деятельности российских киностудий, соблюдения общегосударственных интересов и прав авторов при использовании отечественного культурного достояния (…) предусмотреть при определении состава имущества, подлежащего передаче выделяемым федеральным государственным унитарным предприятиям, сохранение за федеральными государственными киностудиями принадлежащих им в соответствии с законодательством исключительных прав на использование аудиовизуальных произведений».

То есть, в соответствии с данным указом, государство сохраняло за собой Фильмофонды, поскольку документальная хроника и фильмы, созданные на протяжении ХХ века, являются авторской собственностью и не подлежат перепродаже. Планировалось, что как бы ни сложилась в дальнейшем судьба киностудий, при любом раскладе Фильмофонды должны были сохранить свой статус учреждений, призванных беречь народное достояние и наследие, сформировавшееся в ХХ веке. Все вроде пока довольно логично. От студий отсоединили Фильмофонды и создали ФГУПы. А вот тут начинается самое интересное – Фильмофонды-то от студий отсоединили, а вот о деньгах на содержание, как обычно, забыли. Видимо, посчитали, что фильмы, то есть пленки, есть не просят, особых условий для хранения тоже вроде бы создавать не приходится. То, что помещения, в которых находятся эти Фильмофонды, и персонал, обеспечивающий их хранение, требуют определенных финансовых вложений, судя по всему, никому и в голову не пришло.

Куда и как кочевали Фильмофонды на протяжении этих лет – история длинная и запутанная. Их передавали то одному ведомству, то другому. В конце концов, получилась весьма щекотливая ситуация, при которой Фильмофонды юридически оказались в руках двух разных организаций: сами фильмы – у объединенной киноколлекции на базе Фильмофонда Союзмультфильма, а здание – у Центрнаучфильма.

Предположительно, балансодержателю содержать здания, в которых располагаются Фильмофонды, стало не выгодно, и он обратился в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом с предложением забрать с баланса ставшее не нужным имущество и найти ему новых владельцев. Правда, опять запятовав, что в этих самых зданиях находятся еще и фильмы.

Помещение, в котором располагается наш Фильмофонд, тоже, скорее всего, в ближайшее время обретет новых хозяев, вот только вряд ли их кто-то предупредит о «сюрпризе» в виде национального достояния, которое хранится на территории будущей собственности.

Как считает Андрей Олегович, развитие событий может идти двумя путям, и оба они не предвещают ничего хорошего для нашего Фильмофонда. В первом случае новый хозяин может попросту вывезти все пленки на ближайшую свалку. Ведь на баланс ему фильмы никто передавать не собирается, ибо они уже числятся по документам где-то в Москве. Во втором – собрать и увезти в Москву все остатки Фильмофонда и там где-нибудь пристроить. Надо сказать, что часть фильмов из саратовского Фильмофонда была уже передана в Москву и канула в Лету. Такая же судьба может ждать и отправленные в Москву Фильмофонды из регионов.

В идеале, похожем на фантастику, их, возможно, кто-то каталогизирует, оцифрует, правда, на это тоже нужны деньги. И когда сей процесс завершится, то для того, чтобы раздобыть нужную хронику, придется обращаться в Москву и стоить это удовольствие будет недешево, к тому же еще придется написать и завизировать, как обычно, кучу всевозможных разрешительных бумажек, а на все это требуется время… Так что к моменту, когда, наконец, нужный материал придет, надобность в нем уже отпадет.

Выход из этой ситуации, предложенный гендиректором «ООО «ТПО «Нижне-Волжская студия кинохроники», с сохранением в Саратове Фильмофонда может быть следующим. Передать в управление наш Фильмофонд на 25–50 лет областной профильной структуре, что было неоднократно описано и озвучено представителями «Нижне-Волжской студии кинохроники» во все местные властные структуры. И вроде бы местные власти даже проявили некую заинтересованность, но, по мнению Наймушина, нужен какой-то серьезный толчок, например, звонок от «губернатора такой уважаемой провинции, как Саратов», министру культуры РФ мог бы помочь сдвинуть дело с мертвой точки.

Особых вложений это не потребует, считает Наймушин, более того, с московских чиновников снимается всякая ответственность за Саратовский Фильмофонд, областным властям, в случае передачи Фильмофонда на ответхранение студии кинохроники, не придется изыскивать бюджетные средства на его содержание. Студия готова взять на себя все затраты по оцифровке, каталогизации, хранению, затраты на коммуналку (которую, к слову, и так уже оплачивает последние десять лет). Отвечать за сохранность перед местной властью будет студия кинохроники.

А ведь наш Фильмофонд, как рассказал его директор и бессменный хранитель Владимир Начинько, насчитывает около трех тысяч единиц хранения, в которые входят не только саратовские хроники, составляющие лишь одну пятую часть, но и астраханская, волгоградская, тамбовская, пензенская, калмыкская – все Нижнее Поволжье. Вся история, записанная на кинопленку, начиная с 1934 года, хранится у нас.

Безусловно, было замечательно, если бы к сохранению кинохроники приложили усилия не только саратовские власти, но властные структуры других областей, хроника которых есть в архиве Фильмофонда. Но об этом, судя по всему, остается только мечтать. Что говорить о соседях, если даже государство об этом вообще не задумывалось десять лет, а ведь таких Фильмофондов около девяти по стране. «Несколько «исходников», которые были переданы в Красногорск, канули в Лету, доступа к ним нет, и никто не знает, что с ними, – посетовал Наймушин. – Вывоз Фильмофонда из Саратова не решит проблем, разве что кто-то поставит очередную «галочку» о выполненной работе».

«Но если Саратову, городу, в котором находится Фильмофонд, он будет не нужен, смешно будет, если в Астрахани о нас вспомнят, – говорит Андрей Олегович. – Если представители Минкульта России, приехав в Саратов, с удивлением узнают, что Фильмофонд есть, ведь они уже списали с себя всю ответственность за него, передав различным филиалам, то что говорить о губернаторах Калмыкии или Пензы».

И если в Саратове мы добьемся появления интереса к старой хронике не только у зрителей, а в первую очередь – у властных структур, вполне возможно, за нами последуют и наши соседи.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1022013215214&oldnumber=648