"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (651) от 21.02.2013

Политическая Жизнь

Смеешь выйти на площадь в тот назначенный час?

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Два независимых друг от друга, но идейно связанных мероприятия, состоялись 16 февраля в Саратове в День всероссийской акции, организованной общественной организацией «Солидарность» в защиту политзаключенных. С 14 до 15 часов прошел коллективный пикет с лозунгами, направленными против политических репрессий в стране и в защиту политических заключенных. А с 16 до 19 часов в офисе РО партии «ЯБЛОКО» прошел кинопоказ документального фильма, посвященного 40-летию памятной даты – коллективному протесту против ввода советских войск в Чехословакию 21 августа 1968 года. Оба мероприятия могли бы пройти под одним девизом-лозунгом: «Смеешь выйти на площадь в тот назначенный час?».

Смели выйти на площадь!

Всероссийская акция в поддержку политических узников довольно неожиданно приобрела международный характер. В этот же день в Украине тоже прошли манифестации солидарности с российскими политзаключенными. И, как то ни удивительно, все эти акции состоялись в день рождения Сергея Удальцова, также неожиданно усилиями московской полиции превратившегося в политическую манифестацию у дома именинника.

В Саратове на акцию вышли несколько человек: представители движений «Антифа», «Левого фронта», «Автономного действия» и «Другой России» и просто гражданские активисты. Один из участников пикета – корреспондент журнала «Общественное мнение» Антон Касс – сказал: «Участники акции заявляют о том, что правящий режим раскручивает маховик репрессий против инакомыслящих, журналистов и гражданских активистов в качестве реакции на пробуждение общества от спячки с конца 2011 года. Именно поэтому партия власти в едином порыве с так называемой парламентской оппозицией один за другим штампует чудовищные законы, направленные на закручивание гаек. Вместо того, чтобы прислушиваться к низам, правящий класс олигархов и обслуживающие его интересы гебисты, чиновники и полицейские пытаются «бить по площадям»: фабрикуют уголовные дела в отношении неугодных, дабы таким образом продлить свой позорный век».

Участники пикета развернули транспарант с текстом «Свободу заключенным антифашистам!». Они также держали плакатики с портретами узников совести, находящимися в заключении.

Среди тех, в защиту кого выступила саратовская молодежь, были и политические заключенные, отношение к которым весьма неоднозначное даже среди правозащитников. Но в отношении таких узников они придерживаются принципа, приписываемого Вольтеру: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать».

Один из таких узников – Борис Стомахин – «революционный либерал», о котором говорят, что он «объект почти всеобщей ненависти». Его посадили за статьи в малотиражном бюллетене, в котором, как утверждают, обнаружены призывы уничтожать Россию и русских. За пять лет, пока инвалид Стомахин отбывал наказание, приговор ему остался самым суровым из обвинительных приговоров по «антиэкстремистским» статьям 280 и 282 УК РФ. «Стомахинское» дело – одно из важнейших политических процессов в новейшей истории, но сказано о нем в публичной печати удивительно мало. Больше – ругательств.

Кроме требований свободы Стомахину, плакатики в руках пикетчиков призывали «Закрыть Болотное дело», «Свободу Таисии Осиповой», «Свободу защитникам общежитий Мосшелка». И, тем самым, они обращали внимание на процессы и приговоры, о которых граждане слишком мало знают или не знают ничего, несмотря на видимую свободу СМИ. И уже за это им честь и хвала!

Тот назначенный час…

16-го же февраля, через час после завершения пикета «В защиту политзаключенных, в офисе РО партии «ЯБЛОКО» прошел кинопоказ документального фильма «5 минут Свободы», созданного молодыми сценаристами и режиссерами Ксенией и Кириллом Захаровыми, посвященного коллективному протесту против ввода советских войск в Чехословакию 21 августа 1968 года. Фильм был предоставлен для показа правозащитницей и журналистом Еленой Санниковой (Москва).

Это – фильм-напоминание. Напоминание о важнейшем событии в жизни советского государства и общества. И он же – фильм о людских судьбах. Судьбах тех восьмерых, кто 25 августа 1968 года вышли к Лобному месту на Красной площади с транспарантом «За нашу и вашу свободу». Вышли в те дни, когда по всей стране проходили собрания в поддержку ввода войск в формально независимую страну, фактически в поддержку оккупации и при единодушной поддержке этой акции советского правительства. А потому протестанты были задержаны, при этом некоторые при задержании избиты, судимы и наказаны: кто высылкой, кто психбольницей.

Но ни власть, ни общество не извлекли уроков из чехословацких событий. Более того, власть укрепилась во мнении о безнаказанности при решении вооруженным путем вопроса о государственном устройстве иностранного государства. Этой логикой она руководствовалась, вводя войска в Афганистан в 1980 году. За что и расплатилась жизнями почти 15 тысяч молодых людей, не достигши при этом изначальной цели. Героями фильма и его действующими лицами, кроме живых еще участников той акции, стали и молодые правозащитники Юлия Башнова и Вениамин Дмитриевский.

Они, спустя 40 лет после памятных событий, организовали и повторили акцию на том же месте с тем же транспарантом: «За нашу и вашу свободу!». Акция-напоминание обошлась, правда, без драматических последствий. Участников ее только задержали и затем отпустили.

После показа состоялось обсуждение. Несомненным достоинством фильма, и с этим, кажется, были согласны все, стал его общий настрой, названный Михаилом Наместниковым «трогательно-романтическим». Было высказано и сожаление, что только мельком обозначен «огнедышащий дракон», против которого вышли с бумажным мечом бумажные же человеки. И этим драконом был тогда (да остается и сейчас) даже не органы власти со своим репрессивным аппаратом, а «советский народ – строитель коммунизма». Именно гражданка «из народа» первой ударила по голове тяжелой сумкой одного из пикетчиков, дав, тем самым, моральное право следом сделать то же самое работнику спецслужбы.

И эта, далеко не личная, а общественная линия сценария, эта трагедия самого народа, просматривается все-таки в фильме. Относительная свобода, которую все-таки обрело общества после краха Советского Союза, внедрение либеральных ценностей сделало людей более прагматичными, чем романтики свободы советского времени. Да и выбор жизненного пути у человека сейчас больше – не нравятся порядки в стране и не имеешь ни возможности, ни желания с ними бороться, не желаешь быть гражданином – путь за границу открыт. Но это – также моральный выбор, на который не всякий решится. Сделать правильный выбор – к этому, по большому счету, призывает, а может, учит фильм. И в этом его неотъемлемая заслуга.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22022013235726&oldnumber=651