"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (651) от 21.02.2013

Вернисаж

Сергей Тащев. Исход

Александр ДАВИДЕНКО

Живопись молодого саратовского художника Сергея Тащева, образцы которой представлены на выставке в старом корпусе музея имени А.Н. Радищева, отличается графичностью и преобладанием глухих, землистых цветов, что позволяет ему подчеркнуть отчужденность пластических образов от привычного для нас окружения.

Художник словно совершает акт сецессии (ухода) от раздражающей его реальности. Не желая вступать в открытую, непосредственную конфронтацию, самим своим «исходом» он протестует против сложившихся отношений, отрекается от них. Мир, в который нас погружает С. Тащев, пустынен, угрюм и холоден, его населяют антропоморфные и биоморфные агрегаты, а также обломки скальных пород, демонстрирующие признаки мыслящей и чувствующей субстанции («Галлотрон. 2012 г.»).

Возможно, побудительным мотивом выбора подобных пластических метафор был некий сарказм по поводу возможностей Homo sapiens, но саморазвитие этих образов расширило смысловые границы, породило иные коннотации, не сводимые исключительно к критическому аспекту.

Художник начинает отстраивать мир, оппозиционный по отношению к привычно существующему, «данному нам в ощущениях». С одной стороны, перед нами результат вымысла, подпитываемого научной и ненаучной фантастикой, блокбастерами о звездных войнах, милитаризацией сознания как эстетической реакцией на враждебность социальной среды обитания («Кот-самолет. 2012 г.»).

Ощущение отсутствия позитивных перспектив, тупиковости избранной модели развития и ее несменяемости, вынуждает художника распространять пессимистическое восприятие локальных процессов на весь мир в целом. Причем, этот мир уже не ограничен земными рамками, это Универсум С. Тащева, в котором странные и, казалось бы, зловещие объекты взаимодействуют друг с другом в соответствии с другими законами и нормами, которые лишают их «зловещий» статус определенности, снимают отрицательную ауру этой характеристики. Более того, игры коллажного подсознания, подсовывающего нам фрагменты узнаваемой, хотя уже деформированной «нашей» реальности, воспринимаются как вспышки генетической памяти, отголоски доисторического («Кот в башмаке»).

С другой стороны, грубые, мрачные образы вызывают в памяти древние тотемы, порождения страхов перед непонятной и неуправляемой стихией, также чуждой, потенциально враждебной архаическому человеку, как и современный мир враждебен художнику («Пассажир. 2012 г.», «Каменный кот. 2012 г.» – на фото). В этом контексте работы С. Тащева можно рассматривать как своеобразное жреческое «жертвоприношение», отводящее «Зло» от самого художника: он не противостоит ему, а заключает сделку, становясь невольным его летописцем. Эта мифологизация вселенского хаоса, апокалипсического бытия становится как бы ритуалом магического приобщения к негативному потенциалу с целью его нейтрализации (в душе художника).

Многоликость котов, многообразие их конструкций, меняющих свой облик на холстах С. Тащева, словно Протей, весьма красноречиво и хорошо вписывается в тотемный ряд, становясь своеобразным воплощением индивидуального божества – гения (правда, согласно древнеримской традиции, он материализовался в виде змея). Но именно кот является в данном случае наиболее точной характеристикой позиционирования самого художника в мире: относительная независимость, игривость с элементами легкой агрессии, стремление избежать конфликтов в заведомо проигрышных ситуациях, но выделение своей территории и ее защита, а также некоторая леность, одомашненность некогда хищного зверя.

Работы С. Тащева, конечно же, нельзя отнести к категории art brut, хотя намеренная грубоватость, даже «заземленность» (почти в буквальном смысле) не только имеет место, но даже подчеркивается. Это, скорее, беллетризованная и экранизированная (влияние медиа-пространства чувствуется) его версия, вполне респектабельная, а потому обреченная на широкий успех, конечно, по мере развития и углубления художественного языка, который пока еще находится в стадии становления, формирования осмысленных фраз и очищения от слов-паразитов. Но потенциал (в данном случае положительный) у С. Тащева есть, удачи очевидны, значит, и стабильные результаты тоже будут, особенно если учесть, что он еще достаточно молод.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23022013004251&oldnumber=651