"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (651) от 21.02.2013

Мнение

Смотреть рекомендовано, или Список ста

Елена АНДРЕЕВА

Очень давно, во времена моей учебы в школе, на лето учитель литературы обычно давала список книг для внеклассного чтения. Поскольку в начале учебного года обыкновенно один из уроков был посвящен тому, что мы прочли летом, то, волей-неволей, даже «махровым» двоечникам, а их-то, как правило, спрашивали первыми, приходилось выбирать из предложенного перечня одну-две книжки, чтобы отчитаться за «проведенное с пользой лето». Впрочем, фильмы все смотрели почти одни и те же, так что выбор был не так велик как сейчас, и любая новинка собирала огромные очереди у кинотеатров и бурные обсуждения среди подростков.

Сейчас очереди в кинотеатры уже почти не выстраиваются даже в день премьеры. Зарубежных новинок, не в пример отечественным, в разы больше, да и Интернет играет свою роль – всегда можно найти тот или иной фильм в сети, зачастую еще до его официальной премьеры.

Список «100 фильмов», рекомендованных к просмотру в школе, вызвал не меньшую активность в обсуждениях, чем список «100 книг». Правда, если с книгами все было как-то попроще – есть рекомендательный список, и он уже разослан Минобразом по регионам, то с фильмами пока дело обстоит не совсем понятно. Вроде список-то тоже уже составлен, правда, только Минкультом, но ему еще предстоит пройти «проверку» Минобрнауки. К тому же в список «100» вошли пока только отечественные киноленты, снятые до 2000 года.

Напомним, что ввести в школах уроки, на которых ученики 6–7 классов изучали бы сотню лучших фильмов, предложил летом 2012 года председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Министру культуры Владимиру Мединскому идея понравилась и он поручил департаменту кинематографии проработать порядок выбора списка киношедевров, причем так, чтобы там обязательно была квота на российские картины.

Скажем сразу, что с зарубежной частью списка возникли проблемы соблюдения авторских прав, и потому пока в списке только отечественное кино. Понятно, что Минкульт занимается «духовной» частью проекта, то есть собственно составлением списка, а проблемы и вопросы практической реализации идеи будут находиться в компетенции Минобрнауки России. Эти два министерства планируют провести совместную пресс-конференцию по поводу самой идеи факультативного урока кино в школах и возможных методах ее реализации, и уже после этого проект списка «100 фильмов» будет официально направлен в Минобрнауки России.

Список «100 фильмов» был составлен на основе предложений граждан. Осенью 2012 года все желающие могли на сайте mkrf.ru и сайтах ряда СМИ предложить по три отечественных и иностранных фильма, которые хотели бы рекомендовать для факультативного урока кино в школах.

Из получившегося перечня были отобраны фильмы, набравшие не менее 50 % голосов, – всего около 300. Этот список отредактирован специалистами НИИ киноискусства (ВГИК), Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, Российского института культурологии, Российского института истории искусств, Госфильмофонда России, Союза кинематографистов.

Среди фильмов, оказавшихся в списке 100 лучших – «Александр Невский» и «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Иваново детство» и «Зеркало» Андрея Тарковского, «Обыкновенный фашизм» и «Девять дней одного года» Михаила Ромма, «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, «Маленькая Вера» Василия Пичула и «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая и «Курьер» Карена Шахназарова и другие.

Можно по-разному относиться к списку «100 фильмов», у многих он вызвал нарекание в излишней академичности, больше подходящей студентам ВГИКа, об излишней военизированности (в списке 20 фильмов, посвященных второй мировой), аниматоры (три фильма) и документалисты (два фильма) недовольны ущемлением своих прав. В общем, список посеял раздор и в без того нестройных рядах киношников.

«Тот факт, что в этом списке из ста фильмов только три анимационных, свидетельствует о непонимании самой проблемы людьми из Минкульта. Без конца говорить о том, как нашим детям нужна наша замечательная отечественная анимация вместо американской, и одновременно лишать ее школьников, – как минимум непрофессионально», – сказал Гарри Бардин, автор «Летучего корабля», пластилиновых Красной шапочки и Кота в сапогах в интервью Интерфакс.

Если кинематографисты обижаются друг на друга, то общественность опять находится в волнении и даже некотором смятении о том, каким все же образом будут проходить занятия, кто и по каким методичкам будет прививать любовь к кино. Вроде бы задумка неплохая, но получилось, лошадь поставили позади телеги. Список уже готов, а вот куда и как его приложить, пока не слишком понятно. Но оба министерства, в отличие от обеспокоенных граждан, хранят олимпийское спокойствие. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов обещает, что при экспертизе Минобразом списка «100 фильмов» будут учтены возрастные ограничения и по каждому фильму педагогами и психологами должны быть выработаны рекомендации, ну а тем, кому самостоятельно будет не под силу справиться с этой задачей, министерство потянет руку помощи. По словам Ливанова, предварительное заключение по списку будет готово к началу следующего учебного года. К тому же, Минкультуры рассчитывает на то, что этот факультатив будет преподаваться школьникам с младшей школы и до 11-го класса.

А пока Минобразнауки проводит экспертизу списка «100 фильмов» и обсуждает, каким образом прививать школьникам любовь к отечественному кинематографу, мы, со своей стороны, решили узнать мнение о списке «100 фильмов» и проекте о введении факультативов по изучению кино, у тех, кто пишет о кино и снимает его.

Лев Гурский, писатель: Ничего плохого в том, что такой список составлен нет, равно как и ничего хорошего. Кажется, что все эти благие намерения бессмысленны.

Мне кажется, что если они (министерства – Авт.) хотят, чтобы у школьников возникла идиосинкразия, аллергия на какие-то фильмы, их надо включить в список. Все, что идет насильно, – это все будет плохо. Мы таким образом погубили Пушкина, Толстого, Достоевского. Теперь погубим еще и советскую киноклассику. Это очень грустно.

Татьяна Зорина, директор фестиваля «Саратовские страдания»: Мы готовы любой школе показать практически все фильмы, которые есть в списке. Все немые фильмы списка «100 фильмов», за редким исключением, есть в Интернете.

На первом фестивале «Саратовских страданий» мы организовали конференцию, которая называлась «Что такое медиа-образование». На тот момент все, кто имел в той или иной степени отношение к этому, высказывались, как это важно и нужно. Все говорили, что сейчас язык литературы уступает место для молодежи медиаязыку – появился Интернет, телевидение, компьютеры и все, что визуально школьники воспринимают быстрее и с большим интересом, и т. д.

На Западе медиа-образование существует уже много лет; например, немцы начинают учить детей держать камеру практически с детского сада. И изучение медиапродукции там считается совершенно естественным уже давно. Мы в этом смысле все время отставали. Так что с чего-то надо начинать.

Что касается списка «100 фильмов», возможно, это наименее затратный способ изучения отечественного кинематографа. Государство сейчас создать во всех муниципальных образования и по месту жительства клубы, подобные немецким, не может – не хватит ни средств, ни влияния, да и законов таких нет. В данном же случае можно почти на законодательном уровне принять программу и начать это делать. Пусть будет сто фильмов, может быть, это самый простой и не самый финансовоемкий проект.

Из списка «100 фильмов», на мой взгляд, процентов 20–30 могли бы быть другими. Но хорошо будет, если с этого начнут, а то, что здесь представлено немое кино, это замечательно. Начинать освоение кинематографа нужно именно с него – в мемом кино были сформированы жанры, все основные подходы, все принципы работы режиссера это своего рода азбука и если ты узнаешь азбуку, то потом легко начнешь «читать» все остальное. Это очень важный момент.

Если говорить о кино советского периода, то, с одной стороны, его не может здесь не быть, и оно представлено не просто с идеологической точки зрения, а как высочайшее достижение мирового кинематографа.

Для меня удивительно, что нет «Парада планет» Абдрашитова, мне кажется, это принципиальное кино и с идеологический, и с художественной, и с мировоззренческой точки зрения. Хотя в списке есть один из первых его фильмов «Охота на лис».

Не представлен более поздний период документального кино. Документальные фильмы есть, но в очень ограниченном количестве. Как можно не включить в программу «На десять минут старше» и «Высший суд» Герца Франка. «Высший суд» надо смотреть не только с точки зрения кинематографа, а просто с точки зрения психологии человека, а если учесть все происходящее в настоящее время, то это кино архиважное.

Несмотря на то, что Муратова сейчас живет за границей, без ее фильмов тоже нельзя – это российской кино, кино на русском языке, сделанное русским режиссером.

Из последних достижений, могла бы назвать довольно большой список режиссеров, которых люблю, но даже если его ограничить – без Звягинцева нельзя.

В этой ситуации (не включение в список фильмов после 2000 года – Авт.), если мы учим кино, если мы учим азбуке, то мы учим той азбуке, которой пользуемся сейчас. Даже если это кино спорное – есть повод поспорить. Считаю, что в списке должны быть фильмы наиболее близкие по году выхода ко времени, в котором мы живем – это обязательно. Иначе получается, мы учим только «античную» историю кино, но и «новейшую» историю кино обязательно нужно изучать.

Сейчас речь идет только об одном списке – отечественного кино. Невозможно изучать отечественное кино не изучая зарубежное. Мы же не можем показывать фильмы того же Эйзенштейна или Протазанова и при этом не упомянуть пионеров кинематографа. В списке «100 фильмов» есть Старевич, что не может не радовать, но ведь до него были и братья Люмьер, и Жорж Мельес.

Если мы говорим о медиа-образовании, то, конечно, это должен быть курс, который изучает российское кино, и курс, который изучает зарубежное кино. И так же, наверное, как курс, который должен изучать телевизионную продукцию. На этот счет у телевидения своя история. И это тоже часть медиа-образования.

Считаю, что нельзя ограничиваться только российскими фильмами. В принципе, если положить руку на сердце и абстрагироваться от личных пристрастий, то даже в этом списке можно освободить место для зарубежных и современных фильмов, т. к. есть фильмы, от которых, в принципе, можно отказаться.

Что касается претворения это программы в жизнь. У нас на студии есть пять-шесть человек, которые готовы, например, и 2–3 раза в неделю проводить такие факультативы по кино, к тому же зал Дома кино может вместить 3–4 класса сразу. Молодежь, которая знает кино, может помочь школьникам это кино воспринимать адекватно.

С другой стороны, можно пойти по пути канала «Культура», – наши выдающиеся критики могли бы начитать курсы и, например, разослать такие диски по школам. На первой стадии это тоже можно сделать.

Андрей Наймушин, директор ООО «ТПО «Нижнее-Волжская студия кинохроники»: Само начинание очень хорошее. Киноклубы страны, так или иначе, факультативами в школах пытались заниматься на протяжении всей истории отечественного киноклубного движения. Первая попытка создания подобных структур была предпринята в 1925-м году, когда была создано общество детского кино, одним из направлений которого были факультативы в школах. В 50-е годы были воссозданы киноклубы по стране, включая Саратов, в 60-е некоторые лидеры киноклубного движения пошли в школы, для проведения факультативов. Например, Наталья Каган, сценарист Нижневолжской студии, в 70-е годы создала факультатив на базе 13-й школы, позднее организовав киноклуб «Диалог».

В целом мы относимся к этому начинанию положительно, как это ни назови: 10, 100, 1000 лучших фильмов – главное, чтобы был факультатив, а дальше начинаются амбиции вокруг этого списка. Все киносообщество в обиде друг на друга – кого включили, а кого не включили.

То, что есть список, это хорошо. Может быть, у нас получится по приказу что-то сделать хорошее, удастся создать сеть факультативов в некоторых школах. Мы, со своей стороны, с удовольствием бы предоставили свою базу для факультатива школ хотя бы Волжского района. Представляю, как сложно найти людей «в теме» в каждой школе. Наверное, сейчас литераторы бросятся этим заниматься, но взгляд литератора на кинематограф своеобразный: они считают, что текст – это главное, что сценарий – это главное, кино – это не главное. Мы бы помогли и людьми, и фильмами – это не проблема. А будут это эти сто фильмов или какие-то другие… Плохих фильмов в списке нет, какие-то хорошие не попали, но никто не мешает их посмотреть.

«История кино» – я бы так назвал этот факультатив. Ведь это не просто пойти в киноклуб и посмотреть новое кино. Это культурологический срез того, что уже попало в классику отечественного кинематографа. Возможно, правильно, что в список «100 фильмов» не вошли фильмы конца девяностых и нулевых. Как можно говорить про фильм, снятый в прошлом году, что он попал в классику отечественного кинематографа. Я бы не стал сюда добавлять какую-то политику или уничижение отечественного кинематографа.

Все то, своеобразное, кино последнего десятилетия, которое в Канны возят, не рискнул бы объявлять классикой тоже и более того, не стал рекомендовать детям это смотреть и с этого начинать изучение кинематографа. Это может навсегда отвратить желание смотреть кино.

Что ж, пока в Минобразнауке думают, как внедрить факультативы в школах, саратовские киношники и киноклубовцы готовы предоставить свою помощь в решении этой проблемы. Правда, терзают смутные сомнения, захотят ли эту помощь принять школы.

И несмотря на то, что одни окрестили список «100 фильмов» как «сто ножей Голливуду», а другие считают, что навязывание фильмов приведет к отвращению от отечественного кино, разработчики программы уверены: без такого факультатива юное поколение россиян просто не увидит эти фильмы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23022013004731&oldnumber=651