"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (652) от 28.02.2013

Среда Обитания

В.В. Кирюшина: «Девиз нашей организации: Вместе мы сможем больше!»

Гульжана БИГАЛИЕВА

В 2012 году в России ратифицирована и вступила в силу Конвенция ООН по правам инвалидов. К этому времени была подготовлена и утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы. Саратовская область вошла в число трех регионов Российской Федерации по реализации пилотного проекта по отработке формирования в области доступной среды в рамках долгосрочной областной целевой программы «Доступная среда». Сейчас заканчивается первый этап.

Что же сделано за два года и что еще предстоит сделать? На эти и другие вопросы я попросила ответить Кирюшину Веру Викторовну – первого заместителя председателя Саратовского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» по организационным и социальным вопросам.

Корр.: Вера Викторовна, скажите, сколько в Саратовской области людей с ограниченными возможностями?

В. Кирюшина: Эту статистику ведет министерство социального развития. На данный момент около 162 тыс. человек. И каждый год количество инвалидов увеличивается на 2 тыс. человек.

Корр.: Сколько всего в нашем регионе общественных организаций инвалидов?

В. Кирюшина: В министерстве юстиции зарегистрировано порядка 160 таких обществ.

Корр.: А сколько именно ваших подразделений?

В. Кирюшина: Наши подразделения существуют не во всех районах области. Всего их 27, в том числе в шести районах Саратова. Все работают на добровольных началах, зарплату не получают.

Корр.: Расскажите, какие изменения произошли за последние несколько лет в жизни людей с ограниченными возможностями города и области?

В. Кирюшина: Так как Саратовская об-

ласть вошла наряду с Тверью и Казанью в пилотный проект «Доступная среда», сейчас очень много проводится мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом их особых потребностей, исходя из ограничений их жизнедеятельности. Финансирование проекта идет наполовину из федерального бюджета и наполовину из местного бюджета. В пилотном проекте участвуют 10 органов исполнительной власти области и 20 муниципальных образований области.

Министерство соцразвития разработало паспортизацию объектов социального значения комиссией, куда будут входить и члены ВОИ. Скорее всего, это будет проходить на протяжении всего периода действия программы – до 2015 года.

Саратовская областная организация ВОИ участвовала в обследовании 4 модельных объектов, которые полностью доступны для всех категорий инвалидов: театр оперы и балета, краеведческий музей, областная офтальмологическая больница, областная универсальная научная библиотека. Из доклада министерства социального развития области следует, что обустроено 25 модельных объектов социальной сферы (17 областных и 8 муниципальных учреждений).

Корр.: По ст. 33 ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Соблюдается ли этот закон?

В. Кирюшина: С целью обеспечения взаимодействия с общественными организациями инвалидов по вопросам создания универсального дизайна, то есть доступности, министерством социального развития создан «Общественный совет по созданию в области доступной среды жизнедеятельности». Для контроля хода реализации пилотного проекта распоряжением правительства Саратовской области создана рабочая группа под председательством вице-губернатора – руководителя аппарата губернатора Д.В. Фадеева. Наше общество инвалидов участвовало в разработке различных проектов. Саратовское отделение ВОИ является их членом и принимает участие в обсуждении доступности различных объектов. И, действительно, очень много было сделано по проекту «Доступная среда». Но проблемы еще есть.

Корр.: Есть ли сейчас специальная программа по созданию условий для инвалидов в уже существующих зданиях?

В. Кирюшина: В рамках пилотного проекта в 2011 году министерство социального развития заказывало проекты на переоборудование 8 жилых зданий, в которых в основном проживают инвалиды, но что было дальше – неизвестно. Сейчас инвалиды-колясочники не имеют возможности выйти из своих квартир. В настоящее время жилые здания не оборудованы пандусами и специальными лифтами. Многие объекты социальной инфраструктуры доступны только до первых этажей, а вот вторые и третьи этажи недоступны для инвалидов.

Корр.: Скажите, все новостройки сейчас оборудуются пандусами, как того требует законодательство?

В. Кирюшина: Принято так, что когда возводятся жилые дома, первые этажи отдают под квартир, потому что нежилые помещения долго продаются. Люди покупают эти квартиры, делают из них нежилое помещение, а т. к. уровень квартир завышен, то получается, что везде у нас на первых этажах лестницы. И здания становятся недоступными. Мы поднимаем эти вопросы.

Корр.: В связи с этим вы предпринимаете какие-нибудь меры?

В. Кирюшина: Сейчас в Управлении архитектуры и градостроительства при администрации Саратова задержано много документов по переделке индивидуальными предпринимателями жилого помещения в нежилое. Мы часто встречаемся с главным архитектором по этому поводу. Прокуратура Саратова проверяет различные объекты на их доступность инвалидам. Часто, вместо того, чтобы сделать доступным объект для маломобильных групп населения, к нам идут согласовывать установку «кнопки вызова» для облегчения своей задачи. Мы им говорим, что «кнопка вызова» не является условием доступности. Необходимо обеспечить хотя бы один вход на объект для инвалидов-колясочников.

Корр.: Как дела обстоят с доступностью общественного транспорта для людей с ограниченными возможностями?

В. Кирюшина: Транспорт также не оборудован для перевозки людей с инвалидностью. В городе действуют только два автобусных маршрута общественного транспорта. Они оснащены специализированным оборудованием для инвалидов. Это, конечно, очень мало для такого большого города, как Саратов.


Окончание следует

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4032013013104&oldnumber=652