"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (653) от 14.03.2013

Лицо Города

Музей речного флота: время собирать камни

Юрий ЧЕРНЫШОВ

В канун 23 февраля – Дня защитника Отечества – комитет по образованию города Саратова подвел итоги конкурса с невероятно муторным названием: «Городской смотр-конкурс муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Саратов» «Инновационные формы работы школьных музеев», посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве». Победителем в номинации «За лучшую работу с ветеранами – участниками Великой Отечественной войны и боевых действий» — был признан Музей речного флота МКОУ ДОД «Детско-юношеский центр морской и спортивно-технической подготовки».

Соответствующий Диплом был вручен Азовцеву Александру Николаевичу, руководителю, как довольно неопределенно указано в Дипломе. Надо полагать – руководителю музея. А что иное можно было написать в Дипломе? Если судить по штатному расписанию, то под весомым словом «руководитель» следует понимать «методист Комитета образования администрации Саратова на полставки минимального оклада». (Для справки: до 1 января 2013 года полставки от минимального оклада – это 2250 рублей).

В этом маленьком эпизоде по поводу большого события, 70-летия битвы, повернувшей ход Великой Отечественной войны, отражена вся трагедия нашего сегодняшнего общества, состояния памяти, культуры, духовной жизни страны и народа, сколь бы звучно ни звучали фанфары в дни торжеств и памятных дат.

И в том не столь уж повинен Комитет, на балансе которого числится Музей речного флота, музей со столь богатой историей, что она сама уже может считаться музейным экспонатом. И если бы не старания Комитета, то столь славное заведение могло бы уже последовать в небытие вслед за, скажем, Музеем трамвайно-троллейбусного управления Саратова, варварски разоренном и уничтоженном, или, в лучшем случае, Музеем авиационного завода, пока спасаемом в качестве музейного фонда неимоверными усилиями руководства технического университета. Музей речного флота еще существует, но, все же, не говорить о проблеме этого музея и его ценностей нельзя.

Чем славен музей? Огромным, без преувеличения, объемом материалов по истории речного флота. Экспонатов – более 500. И их несут и несут. Главным образом – ветераны, желающие сохранить для потомков историю своей страны. И хоть одно время музей даже назывался «Волгарь», его коллекция – это не только то, что связано с Волгой, но с морским флотом вообще. Куда, к примеру, зачислить материалы по подводному флоту? И музей с самого дня своего возрождения отмечает День моряка-подводника 19 марта. Не забыт этот День и в этом году. 15 марта здесь состоятся и собрание, и встреча ветеранов флота. Придут сюда и хранители истории речного флота, такие как Виктор Константинович Куренной, ветеран водной инспекции, некогда начальник нынешнего хранителя музея Александра Азовцева. «Энциклопедией флота» называет его Азовцев.

А как Музею речного флота обойти вниманием уникальную историю побега из фашистского плена военного летчика Ми- хаила Девятаева с 10-ю товарищами? 8 февраля 1945 года они на новейшем тяжелом бомбардировщике Хейнкель–111 улетели не просто из плена, а из секретнейшего места – острова Узедон, где испытывалось последняя разработка секретного оружия фашистов – крылатая ракета Фау–1, предназначенная для запуска с этого самого самолета?

Не удивительно, что рассказам беглецов не только не поверили во время войны, но и после войны. Девятаев находился под подозрением до 1953 года. И, имея диплом судоводителя (он еще в 1938 году закончил Казанский речной техникум и, заодно, аэроклуб, и был помощником капитана баркаса на Волге), работал грузчиком в Казанском порту.

Изменить жизнь героя помог случай. В его судьбу вмешался Сергей Королев, знаменитый конструктор советских ракет, начинавший после войны с того, что реконструировал и испытывал немецкие трофейные ракеты Фау–1. Девятова реабилитировали, присвоили звание Героя Советского Союза и доверили быть капитаном первого советского судна на подводных крыльях «Ракета» конструкции Ростислава Алексеева. Этот корабль Девятаев привел по Волге из города Горького в Москву в год Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году и прокатил на нем тогдашнего руководителя коммунистической партии и государства Никиту Хрущева. Это сыграло роль и в судьбе кораблестроения на подводных крыльях, и в судьбе Девятаева. Позже он стал капитаном еще более крупного судна на подводных крыльях «Метеор». И как же не быть в музее экспозиции, посвященной этой удивительной, уникальнейшей истории? Ведь сегодня корабли подобного класса бороздят моря и реки по всему миру, да только не на Волге (волжские были проданы Китаю).

О музейных фондах, о его богатейшей коллекции экспонатов написано не мало. Особенно много материалов появилось в прессе осенью прошлого года – к 90-летнему юбилею создания музея как такового. Думается, только тогда многие саратовцы узнали, что в городе есть такой замечательный музей, который и начинался именно в нашем городе как историко-этнографический «Музей Волгаря» еще в 1921 году, хотя датой начала его работы считается 1922 год. И как начинался! В то время он располагался в знаменитом доме Шмидта на углу улиц Волжской и Соборной! Но где он находится сейчас, знают далеко не все саратовцы. Даже общий ориентир – в Домах 8-го марта – ничего не говорит. Во всяком случае, мне, во время первого посещения музея, несколько человек в этих самых «домах» не смогли указать на его расположение, даже находясь в двух десятках шагов от входной двери. Увы! Музей не имеет снаружи даже вывески. Поскольку он не самостоятельное учреждение, а как бы «находящееся» при Детско-юношеском центре морской и спортивно-технической подготовки, и это – не худший эпизод в его биографии.

Музей за свою историю пережил несколько кончин и возрождений. Первый раз его, что называется, до основания ликвидировали в 1935 году. По каким-то соображениям перевели в Нижний Новгород. И там, не в пример нынешним властям Саратова, нашли ему вполне достойное место: он стал Музеем речного флота при Волжской государственной академии речного транспорта! Чувствуете разницу? Академия и … Дома 8-го марта, в каком-то частном владении, на третьем этаже в двух комнатах.

А ведь более 20-ти лет прошло с тех пор, как музей в очередной раз возродился в 1992 году как Музей речного порта. И уже тогда один из известных саратовских журналистов писал: «У нового музея один существенный недостаток: располагается он далеко от города, в речном порту. И это не вина, а беда организаторов. Предлагали они разместить экспозицию в речном вокзале – на самом перекрестке туристических дорог, – да начальник речвокзала ответил недоуменным: «А зачем мне это нужно?».

В наше время все чаще и чаще слышится характерное для эпохи нравственного одичания – «Это мне не нужно». Через почти четверть века эти слова можно повторить почти дословно. Кто сегодня станет утверждать, что за последние 20 лет нравственное одичание приуменьшилось, а не превратилось в нравственный маразм? Сама судьба музея за этот короткий отрезок времени подтверждает пренебрежительное: «не нужно». В 2006 году музей снова испытала судьба на выживаемость. От его содержания отказался Речной порт, и вот тогда его взял на попечение городской Комитет по образованию.

А ведь за это время выловлено, осуждено и посажено достаточное число хапуг, расхитителей, откровенных взяточников и замаскированных коррупционеров… Даже притом, что в эти годы многое скорее укрывалось, чем раскрывалось, расхищенных средств по раскрытым делам, будь они возвращены государству и с толком использованы, вполне хватило бы на возрождения не одного такого музея, как Музей речного флота.

А дело того стоило и раньше, стоит оно и сегодня. Правительство области, его министерства головы ломают, чем бы завлечь туристов в Саратов. Придумывают довольно дорогостоящие быстротечные поездки по малым городам области. А того, что перед глазами, – не видят. Да найдите музею помещение близ берега Волги, и вот вам объект, привлекательный для туриста. Проезжающие через Саратов во время волжских круизов, едва сойдя с трапа корабля, могут попасть в уникальный музей. Тут есть смысл подумать и о сувенирах, и о книжной продукции, и о наборах открыток, и о буклетах, и даже о моделях – уменьшенных копиях находящихся в музее. Магазин судовых моделей при музее – как вам нравится такое предложение? Это будут, опять же, уникальные саратовские сувениры, которые обязательно привлекут туриста.

Нельзя не сказать и о человеке, который поддерживает речной флот музея в рабочем состоянии и даже множит его – об удивительном мастере-моделисте Виталии Михайловиче Денисове. Его руками создано и реставрировано множество моделей кораблей, составляющих сегодня гордость музея, и эта работа продолжается. Она могла бы стать еще плодотворнее, если бы музей обрел постоянное место и более высокий статус.

А мастер-класс судомоделирования – чем музей не место для этого? А библиотека морской литературы… Уже сейчас готовность расширять взаимодействие с музеем речного флота выражает библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина…

Господа чиновные люди, да напрягите же мозги, приложите хотя бы минимальные умственные усилия в сторону развития, а не в сторону выживания. Да и не выжить стране с таким, как сегодня, отношением к историко-культурному наследию. Не граждане вырастут в стране, а жлобы.

Мест для устройства музея у Волги предостаточно. Как вариант – пустующая мельница Шмидта, другая возможность – здание ателье военного пошива на улице Лермонтова, а всего около полдюжины подходящих зданий и помещений для «Музея Волгаря» можно насчитать в пределах набережной. Худшим вариантом было бы размещение его вдали от Волги. Этот был бы нонсенс, бездумное с точки зрения имиджа города и его бренда, как сейчас говорят, решение. Но пока, увы, до любого решения далеко.

Повторим еще раз то, на что не единожды обращала внимание саратовская пресса: музей мог бы стать туристической достопримечательностью Саратова, допол- нить его военно-патриотическую составляющую как города если не боевой (чему пока противятся высокие чиновные лица), то трудовой славы. Но это, видимо, станет возможно только в том случае, если музей возьмет под свою опеку областное правительство. То есть если статус музея изменится от не вполне определенного сегодня до статуса городского, а лучше областного музея. Работа эта не простая, но кто-то должен ею озаботиться. И если не правительство области, то кто же?

Многолетняя история уникального музея говорит, что только на инициативе снизу, только на героических усилиях энтузиастов можно, конечно, уберечь от варварства и сохранить исторические ценности и раритеты. Но чтобы музею развиваться, нужен государственный подход и государственная поддержка энтузиазма и энтузиастов. На крохоборстве и скопидомстве современное историко-культурное учреждение, каковым является Музей речного флота, не построишь. Время разбрасывать камни себя исчерпало. Пора камни и собирать.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15032013234837&oldnumber=653