"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (653) от 14.03.2013

Худсовет

Зойка, квартира и другие

Екатерина БОГДАНОВА

Никакие гастролирующие режиссеры не научились так удивлять саратовскую публику, как молодая актерская поросль с курсов опытных театральных педагогов. Удивлять, разумеется, приятно, а еще восхищать и радовать. Совсем недавно неподдельную бурю зрительских эмоций вызвал дипломный спектакль «Зойкина квартира» по одноименной пьесе Булгакова, выпущенный воспитанниками мастерской народного артиста России Григория Аредакова накануне женского праздника, 7 марта.

Наверное, среди театральных критиков найдется сколько угодно тех, кто разглядит в студенческих постановках, прежде всего, незрелость и поспешит высказать свое громогласное «фи», пожелав молодым актерам работать, работать и еще раз работать над неподатливым материалом. Но каждая сдача дипломника – это явление настолько особенное и любопытное, что вынужденные его пропустить делают это не без сожаления. Каждый дипломник – это самоотдача и экспрессия, которые, порой, так трудно явить зрительному залу более опытным и мастеровитым актерам.

Курс Григория Анисимовича, представший перед аудиторией в весьма обширном составе, эти ожидания вполне оправдал. При всем том, что для саратовской сцены Булгаков та еще редкость, «Зойкину квартиру» в постановке Александра Дзекуна в репертуаре академдрамы многие саратовцы запомнили хорошо.

Новая постановка в студенческом исполнении, немало заинтриговавшая театралов, не лишена элементов импровизации. Но импровизации насколько смелой, настолько и ненавязчивой, благодаря которой типажи действующих лиц становятся только выпуклее и абсурднее, добавляя комедии элементы фарса.

Взять, к примеру, одного из сквозных булгаковских персонажей – председателя домкома Аллилуйу, человека пронырливого, услужливого, подленького и корыстолюбивого, стремящегося угодить и нашим, и вашим, не оставаясь при этом внакладе. Пройдя через мастерскую Аредакова, этот персонаж становится Портупеей и виртуозно вырисовывается в исполнении Александра Степанова. Портупея – эдакий «уплотняющий» квартиры одиноко проживающей интеллигенции проныра, в котором без труда угадываются черты современного взяточника.

Вне конкуренции оказался и персонаж Александра Куликова Аметистов. Пройдоха, даже более ловкий, чем Портупея, он демонстрирует поразительную живучесть при любом политическом режиме – что Красной, что Белой армиях – и остается цел и невредим даже после учиненного над ним «расстрела». В конце концов, он находит свое истинное, пусть и недолгое, призвание в качестве администратора организованного на квартире у двоюродной сестры Зойки (Вероника Виноградова) ателье, по сути – публичного дома.

В один распрекрасный день в заведении совершается убийство – причем, не кого-нибудь, а баснословно богатого завсегдатая Гуся (Дмитрий Куклев). Последней о трагедии узнает хозяйка квартиры – и не успевает даже осознать масштабы случившегося, как оказывается уже в руках тех, кто арестовывает и увозит ее по обвинению в убийстве. «Компанию» Зойке составляют ее муж, аристократ Абольянинов (Петр Костряков), и заглянувший в притон не вовремя Портупея.

Одни из самых харизматичных персонажей в спектакле – китайцы Гандзалин (Евгений Галанцев) и Херувим (Александр Демидов), присутствие которых на сцене порой сводится к клоунаде. Китайские эпизоды в тексте Булгакова тоже были несколько видоизменены и переосмыслены юными актерами и режиссером, но комедия от этого только выиграла. Во всяком случае, публику разыгрываемая на сцене клоунада искренне забавляет. В кульминационной сцене именно Херувим ударами ножа убивает Гуся, имевшего неосторожность явить перед взором алчного китайца портфель, набитый пачками денег.

Что немало радует в этом студенческом спектакле, так это то, что дипломникам удалось создать на удивление целостную постановку, как нельзя лучше вписывающуюся в формат главной сценической площадки академдрамы. В ней есть и качественная работа штатного художника театра драмы Юрия Наместникова, которому удалось создать компактные, очень емкие декорации и изысканные костюмы, стилизованные под эпоху начала двадцатого века, и результаты не менее кропотливого труда хореографа Алексея Зыкова, благодаря которому актеры не то забавно танцуют, не то умилительно кривляются.

Можно только посоветовать зрителям не пропустить эту лакомую вещицу в репертуаре саратовского театра драмы. Потому как век студенческих постановок, к сожалению, очень не долог.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15032013235351&oldnumber=653