"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (654) от 21.03.2013

Худсовет

Шекспир в танце

Елена АНДРЕЕВА

Прошедшая неделя выдалась богатой на театральные премьеры. В ситуации, когда, перефразируя наше все – Александра Сергеевича – «три театра на вечер зовут», заядлые театралы были поставлены перед трудным выбором между драматическим и балетным искусством. В любом случае, думается, что сделанный выбор не принесет зрителю разочарования. По крайне мере, отдавшие предпочтение балетной премьере Ф. Медельсона «Сон в летнюю ночь» по мотивам одноименной комедии У. Шекспира – уж точно получили положительные эмоции.

Лауреата множества национальных театральных и хореографических конкурсов и премий, в числе которых национальная театральная премия «Золотая Маска», молодого талантливого хореографа К. Симонова саратовцы знают по постановке прошлого сезона – балета Л. Минкуса «Дон Кихот». На этот раз он обратился к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Волшебная феерия шекспировской комедии, наполненная сказочными феями и эльфами и рассказанная Мендельсоном, кажется, просто созданной для балетного искусства. В ней есть и юношеский пыл, и романтическое очарование волшебной любовной суеты. Ведь Мендельсон написал свою сюиту, будучи совсем юным, что не могло не отразиться в его музыке, пронизанной сказочным колоритом, поэзией светлых юношеских чувств. Пожалуй, самая известная – седьмая часть этого произведения – «Свадебный марш» – неизменный атрибут брачных церемоний.

Действие из древних Афин перенесено во вполне современный свадебный салон, где полным ходом идут приготовления к свадьбе герцога Тезея (Алексей Михеев) и Ипполиты (Юлия Танюхина), что обуславливает изысканно-лаконичную сценографию главного художника оперного театра Сергея Болдырева. Пожалуй, останавливаться на подробном описании содержания не имеет смысла, поскольку произведение настолько известно, а постановка практически «цитирует» драматурга в созданные танцевальных образах, что даже неискушенный зритель без труда «считывает» сюжетную линию.

Разрушенные планы, отчаявшиеся влюбленные Лизандр (Александр Седов) и Деметрий (Денис Борисов), Гермия (Елена Захарова) и Елена (Наталья Колосова), – все меняется, когда в ночных сумерках озорной Пэк (Алексей Родионов) превращает свадебный салон в сказочный лес, а Тезей и Ипполита становятся его повелителями – Обероном и Титанией.

Сценическое пространство не лишено условностей при использовании минимума декораций. Огромный светящийся месяц, туман, игра света и светильники необычной формы, спускающиеся с потолка, лишь придают загадочности и погружают зрителя в волшебный мир сказочного леса.

Пленительно воздушный сказочный мир эльфов и человеческий мир, обуреваемый страстями, сплетаются воедино; кажется, что все жизненные трудности и противоречия могут с легкостью разрешиться с помощью волшебства. Продолжение темы противопоставления двух миров – сказочного и реального – находит отражение в сценическом сплаве двух танцевальных стилей – классического и модерна.

В одном из своих интервью Кирилл Симонов рассказал, что, несмотря на собственную классическую школу (а он выпускник Академии русского балета им. Вагановой), интереснее для него работать в балете современном. В «Сне в летнюю ночь» постановщик соединил и классическую хореографию, и неоклассику. Хотя искушенные балетоманы, наверняка, обратят внимание на почти «прямое цитирование» из «Рубинов» Баланчина. Пластика классического балета гармонично сочетается с движениями, скорее свойственными танцевальному авангарду. Движения героев на сцене не только передают переживаемые сиюминутные чувства, и надо отдать должное в этом исполнителям партий Оберона (Тезея), Титании (Ипполиты) и, конечно же, Пэка, но и раскрывают цельность их натуры. Следование за музыкой, рисующей картины призрачного и земного миров, воплощает на сцене неповторимую картину волшебной шекспировской комедии.

Правда, несколько смутило одно ноу-хау: в конце второго действия, перед заключительной, седьмой частью сюиты – акапельное завершение кордебалетом «танцевальной фразы». Выглядело сие действо, прямо скажем, весьма странно.В числе же удачных находок, пожалуй, стоит отметить решение сочетать во втором действии оркестр и хор.

В целом же, «Сон в летнюю ночь» можно отнести к числу удачных постановок, поскольку мало какой провинциальный театр возьмет на себя смелость работать с таким редким музыкальным материалом, как сюита Мендельсона.

Надеемся, что дальнейшая судьба нового спектакля будет столь же счастливой, как финал шекспировской комедии.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21032013160558&oldnumber=654