"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (654) от 21.03.2013

Худсовет

Чучело ТЮЗа

Екатерина БОГДАНОВА

Своей последней премьерой, состоявшейся 15 марта, Саратовский ТЮЗ снова решил обратиться к эпохе «потерянного поколения». Не все зрители еще успели забыть «Трех товарищей» Ремарка, а им уже предложили взглянуть на «Фиесту» Хемингуэя – не самое легкое в прочтении и понимании позднее произведение автора – сделав, правда, оговорку о том, что спектакль поставлен не по Хемингуэю, а по молодому драматургу Максиму Курочкину, преобразовавшему в «Чучело солнца» диалоги по мотивам романа американского классика «И восходит солнце».

На самом деле, смотреть Хемингуэя подчас не менее тяжело, чем ставить. Однако, если к последней задаче удается найти творческий подход, то зрительский зал никогда не будет вздыхать и томительно посматривать на часы. Признаться, именно такого, почти магического и невероятного для современного театра воздействия на аудиторию, и хотелось ожидать от тандема питерского режиссера Анатолия Праудина и драматурга из Киева Максима Курочкина. Но чуда так и не произошло.

Если вспомнить, то и Праудин, и Курочкин знакомы, и даже хорошо знакомы, саратовской публике. Первый – по аншлаговым постановкам «Гальеры» и «Мнимого больного» на сцене ТЮЗа, второй – по недавнему спектаклю «для взрослых» «Класс Бенто Бончева», сыгранному на подмостках академдрамы. Ночная премьера театра драмы по пьесе Курочкина запомнилась публике главным – обнаженными телами актеров, лицезреть которые в столь откровенном виде раньше ни разу не удавалось. То ли Курочкин остался верен своему фирменному стилю, то ли в погоне за кассовыми сборами и модой театр юного зрителя решил не отставать от ушедших вперед коллег, но «Чучело солнца» тоже не обошлось без обнаженки, весьма качественно представленной артистом Алексеем Кривегой.

Обнаружить в спектакле иную зрелищную часть, при всем желании, было сложновато. Зато чудовищные длинноты, напротив, чересчур бросались в глаза. Часто действие замирало настолько, что, продлись пауза дольше, это выглядело бы уже неприличным. Было ощущение, что Хемингуэй, который и без того не относится к числу писателей-весельчаков, временами попросту умирал. Положение не спасал даже пьяный сумбур, в котором почти все время пребывал ряд центральных персонажей.

В своей «Фиесте» Хемингуэй нарисовал любовный многоугольник, в котором несколько мужчин безнадежно влюблены в одну женщину – бывшую медсестру Брет Эшли (Анна Соседова). Одного из них – Джейка Барнса (Алексей Кривега) – Брет и сама любит. Их роман завязался еще в госпитале, где девушка ухаживала за тяжелораненым солдатом. Счастье образовавшейся по окончании войны пары омрачает одна-единственная, но очень существенная деталь: любви Джейка и Брет суждено навсегда остаться платонической, потому что полученное на фронте ранение лишило Джейка детородного органа. Данное обстоятельство, похожее на жестокую шутку Первой мировой войны, превращает совместное существование пары в каждодневный ад.

При всей любви к Джейку Брет не в силах запретить себе принимать ухаживания и ласки от других мужчин, чтобы впоследствии, возможно, даже выбрать из их числа мужа. Джейку же не остается ничего другого, как, страдая, следить за все новыми любовными похождениями своей подруги. Брет, без зазрения совести, заводит любовные интрижки с друзьями Джейка: банкротом Майклом Кемпбеллом (Антон Щедрин), художником Харви Стоуном (Артем Кузин) и боксером Робертом Коном (Владимир Егоров). Все это сопровождается похождениями по увеселительным заведениям, постоянными попойками и другими попытками забыться. Последним сильным увлечением Брет становится юный матадор Ромеро (Михаил Селиванов), которого компания друзей встречает в Испании. Его сопровождает клубок испанских страстей, которые, в основном, не выносятся на сцену, после чего наступает несколько неожиданная концовка.

Невозможно уловить, что именно хотел сказать своей инсценировкой классического текста модный украинский драматург, и хотел ли сказать вообще. Создается впечатление, что отсутствие содержательной части спектакля маскируется внешним наполнением, эдаким неискусно приготовленным гарниром, который потом и предлагается зрителю «на прожевать». Кто-то прожует и даже определит для себя, каково это было. А кто-то выплюнет, так и не дожевав. Так стоит ли пробовать блюдо от известного шеф-повара? Решать вам.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21032013164159&oldnumber=654