"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (654) от 21.03.2013

Худсовет

Три Мольера в одном спектакле

Лана СОКОЛОВА

Театр Русской комедии после «Вильяма нашего, Шекспира» решил замахнуться на родоначальника классической комедии господина де Мольера. Прошедшая неделя была ознаменована сдачей нового спектакля – «Брак поневоле». Пожалуй, уже все саратовские театры хотя бы раз (удачно или не очень) обращались к пьесам знаменитого француза.

Театр Русской комедии, видимо, решив не отставать от своих собратьев по актерскому ремеслу, пополнил репертуар творением знаменитого комедиографа. И надо сказать, пожалуй, это лучшее, на наш взгляд, что было предложено зрителю за последние сезоны.

Спектакль «Брак поневоле» поставлен по мотивам трех одноактных пьес: «Брак поневоле», «Лекарь поневоле» и «Ревность Барбулье».

Особый жанр «комедии-балета», созданный Мольером, сочетавший в себе балет (так любимый Людовиком XIV, известным как «король-солнце») с комедией, дающей сюжетную линию и одновременно обрамляющей танцевальные «выходы» комическими сценами, весьма удачно был использован режиссером-постановщиком Олегом Загуменным. Правда, в нашем случае, «танцевальные па» предваряли и завершали оба действия, давая некую отсылку на времена «короля-солнца».

Наш герой Сганарель (М. Юдин) – мужчина в полном расцвете сил, чуть за пятьдесят, возвратившись в Париж после длительного вояжа, решает остепениться и обзавестись молоденькой женушкой. Но вот беда, в душу его закрадываются сомнения, не вырастут ли в результате такого мезальянса у него «рога». Терзаемый сомнениями, он обращается к философам (А. Степанов, А. Кашинский) и гадалкам (Ю. Лазарева, Л. Балташева) за советами. Увы, ни те, ни другие не могут дать совета и лишь еще больше запутывают «бедного» Сганареля. А тут еще родственники будущей женушки никак не желают отказаться от мысли выдать ее замуж Стоя перед выбором: стать мужем или оказаться в роли бабочки, насаженной на шпагу братца будущей супруги Альсида (И. Боробов) – наш герой выбирает «меньшее», как ему кажется зло, – брак. Насколько верен его выбор, подчеркивает «Реквием» Моцарта.

Пьеса «Ревность Барбулье» положена в основу второго действия и продолжает историю нашего героя, ощутившего всю «прелесть» семейной жизни с распутной красоткой Дорименой (О. Нусс), закатывающей скандалы муженьку. И пока наш «рогоносец» бегает за советами к друзьям и ученым мужам, его женушка не упускает возможности пуститься во все тяжкие с молодым любовником Ликастом (А. Гулин), всячески поощряемая своей служанкой Като (Л. Балташева). В результате Сганарель остается кругом в дураках. Незавидность его положения опять же подчеркивает звучащий рефреном «Реквием».

Если в первом действии актеры еще удерживали «игру в игре», то во втором – в сценах семейных перепалок, увы, этого не произошло. Стилистика «комедии-балета» оказалась нарушенной. А ведь, видимо, предполагалось, что разыгрывается действо, в котором придворные вельможи решили поиграть в простолюдинов. Актерам не хватило светскости, лоска, некой куртуазности в исполнении ссор, на деле превратившихся в банальные разборки, так резанувшие слух. Возможно, сказалось предпремьерное волнение, и хочется надеяться, что обкатавшись, спектакль приобретет те самые нюансы, которые, как нам кажется, предполагал режиссер.

В целом же порадовали и декорации, особенно великолепные соборные «витражи», и костюмы. Удачное сочетание классических черного и белого с добавление «золота», разбавившего этот дуэт, отправляло к эпохе Людовика. «Золото» в декорациях стало объединяющим аккордом в общей визуальной картинке, созданной на сцене.

Для театра это определенно удачная работа и, можно сказать, своего рода «прорыв» в лучшую сторону.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21032013164232&oldnumber=654