"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (655) от 28.03.2013

Власть и Мы

Без руля и без ветрил

01.04.2013

Саратовская область похожа уже даже не на корабль, ведомый неопытным капитаном, а на намокшее бревно, топляк, погружающийся в болото

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Так можно определить деятельность правительства Саратовской области. Таковой она была и раньше, таковой остается и сегодня, то есть – весь последний год. При этом новый губернатор Валерий Радаев, судя по его оценке своей деятельности, крутится как белка в колесе, пытаясь хоть что-то поправить в том плачевном хозяйстве, до которого докатилась область. Гигантские долги области – лишь часть проблем, причем – не самая главная. Главная проблема в том, что область существует «без руля и без ветрил», без видения будущего и, похоже, без желания в него заглянуть.

Подобное можно сказать обо всех уровнях российской власти – от муниципальной до верховной. К примеру, об областном центре – Саратове. Недавно один из думающих и пишущих обозревателей Анатолий Леонтьев (ИА «Свободные новости», 15.03.2013) посмотрел на исполнение Генерального Плана развития Саратова за пятилетие (утвержден городской думой 28 февраля 2008 года). Посмотрел пока только по одному разделу: «Городской пассажирский транспорт» – и поразился.

Оказалось, что планов у нас громадье! И есть перечень первоочередных мероприятий, состоящий из девяти пунктов, которые должны быть исполнены к 2010 году. Но реализован… лишь один. Да и то – не созидательный, а разрушительный: снос трамвайных путей с Большой Горной. Остальные пункты, не связанные с разрушением, а направленные на созидание, так и остались лишь на бумаге. И даже не ясно, остаются ли они еще Планами или воспоминаниями о том, чему не суждено сбыться, как считает автор анализа, в ближайшие пару десятков лет.

Обозреватель делает резонный вывод: «Ситуация с нереализованными проектами меня наводит только на одну мысль. Городская власть, которую содержим мы с вами, говорит нам: мол, у нас есть план работы, мы за ваш счет будем его выполнять, несмотря на то, что он кому-то из вас не нравится. ОК, ребята, дерзайте, раз другого плана нет. На деле же оказывается, что этой работой они не занимались, а мы все это время платили им зарплату, в том числе за эти невыполненные планы. Меня, как работодателя, такой работник не устраивает».

Да и найдется ли хоть кто-то из саратовцев, кроме чиновников, разумеется, кто не разделяет эту мысль, а именно: нас, саратовцев, такая власть не устраивает! Она, по большому счету, дармоед.

Такая же картина и в масштабе области. Только масштаб, соответственно, больший. Чем занимается областное правительство? О том говорит один из руководителей областного правительства, вице-губернатор Денис Фадеев в своем недавнем интервью.

«Главное достижение – это объединение элит и, соответственно, здравых идей. При прежнем губернаторе мы часто могли наблюдать различного рода противоречия, а иногда и серьезные скандалы. Во многом из-за этого в область не приходили инвесторы. Мы все дальше влезали в долговую яму, экономика не развивалась, ощущался отток капиталов. Многие рациональные предложения депутатов по привлечению инвестиций правительством вовсе не рассматривались. Вместо этого предпочитали просто брать кредиты. В результате сейчас долговые обязательства нашей области – около 40 млрд руб. при собственном бюджете в 60 млрд руб. С этим нам жить, это серьезная нагрузка и наша главная беда». (СарБК, 21.02.2013).

У них в правительстве, оказывается, наличествуют «объединение здравых идей»! Из которых просматривается лишь одна (насколько она здравая – другой вопрос) – привлекать инвесторов. Ни о каких планах развития в интервью нет и речи. Только, в лучшем случае, – латание прорех общим размером в 40 млрд рублей! Что же это за шпана оказалась у власти, что разорила область на такую сумму, ничего не привнеся взамен? И по чьему настоянию область много лет залезала в долги? Хоть что-нибудь запомнилось саратовцам из содеянного во благо за прошедшие годы?

Примером полупанических действий областной власти служит история с автодорожным мостом Саратов – Энгельс. Как выглядят ее натужные усилия, можно судит по одному из сообщений наших саратовских информагентств, которому, похоже, и самому не очень ясна та информация, которую выдает правительство области. Вот как выглядит сообщение: «В 2013 г. финансирование капитального ремонта моста «Саратов – Энгельс» предусмотрено в объеме 265 млн руб. По состоянию на сегодняшний день, уже доведено 100 млн руб. лимитов бюджетных обязательств (кто, куда, кому, что это значит – «доведено»? – Ю. Ч.). Помимо полного обследования моста, в ближайшее время планируется приступить к работам по переустройству тротуаров и перильного ограждения, ремонту лестничных сходов, установке опор освещения и его подключению. Полный ремонт моста оценивается более чем в 800 млн руб. Правительство отправило в Министерство транспорта РФ письмо с просьбой о выделении средств господдержки».

Чувствуете, какие «стратегические» задачи решает и, главное, КАК решает правительство области? Ну а если не будет выделено 800 млн рублей? Капитальный ремонт ограничится перилами за 100 млн рублей? На фоне разъяснения вице-губернатора Фадеева весьма странной выглядит растиражированное в СМИ намерение пикетировать мост со стороны общественной группы, ранее не замеченной в какой-либо протестной активности. В чем причина такой «общественной активности»? Где «собака зарыта»? Начать можно с рассуждений: правительство области просит 800 млн руб. на ремонт. 100 млн уже задействовано (как – другой вопрос, публичной отчетности у нас не бывает). Т.е. процесс как бы идет. По оценке спецов, техническое состояние моста (а не перил и ступеней к нему) катастрофических опасений не вызывает. С какой целью организуется пикет и нагнетание страстей? Кто участники пикета? Специалисты, схватившие за руку фальсификаторов данных технического обследования? Я о подобном не слышал. Так чего же они хотят? Немедленного ремонта при отсутствии необходимых 800 млн рублей? Ну не настолько уж глупы они, хоть и молоды. А вот опасения насчет выделения 800 млн руб. есть! Однако, как еще усилить аргументы областной власти для ускорения получения этих средств? Да, единственным способом: народ требует! Народ протестует против задержки с ремонтом! Народ пикетирует, это грозит обострением обстановки, перекрытием движения и т. д. Пригрозим федеральной власти «народным» кулачком!

А народ приходит и к нам в редакцию, и, возможно, в другие издания и выражает большие опасения относительно сложностей, которые вызовет закрытие моста без обеспечения дополнительных путей переправы. Которые сейчас, что очевидно, совершенно отсутствуют (дальний мост и электричка проблем не решают). Как минимум нужна корабельная переправа, что сразу определяет летний период ремонта. Но, кроме прочего, нужен бы и паром для легковушек. А вот чего нет – того нет, и о чем, похоже, и не думают. Так чего сейчас пикетировать? Кто надоумил этих ребят и зачем? Нужны еще какие-то соображения об искусственном характере объявленной акции?

То, что ребятами могут манипулировать «втемную» – это не новинка. Но если они сами столь «инициативны», чтобы играть на руку манипуляторам с бюджетными деньгами, то такие «общественные инициативы» выглядят весьма сомнительно.

Да разве, в конце концов, дело только в 800 млн рублей? Это лишь пример, показывающий, что власть, вместо стратегического мышления в серьезных вопросах, выступает то беспомощным просителем (а результат «прошения» стратегически не запланируешь), то вызывает подозрение в использовании «общественного возмущения».

Еще одним примером «перехвата инициативы» в проявлении общественного недовольства властью служит пикет, прошедший в минувшее воскресенье неким общественным объединением «Свободная Россия» под странным девизом: «За Путина, за суверенитет, за свободное Отечество!». Бред какой-то! Путину уже стало плохо? Его обижают? Россия уже не суверенная страна? А куда смотрел гарант – тот же Путин? А кто-то против Отечества? Да вон они, через квартал, в высоком доме с большими окнами (им ещё террасу, остекление балконов - и вообще, дом отдыха получится). К ним бы обратиться, мол, не грабьте Отечество, ребята! Что было бы хоть по адресу.

Впрочем, ничего особо удивительного в последних событиях манипулятивного толка нет. Общая картина в обществе и стране такова, что, как отмечают эксперты известного исследовательского центра Карнеги: «Власти уже не могут предложить заслуживающий внимания план развития общества, не то, что воплотить его в жизнь… Владимир Путин потерял легитимность в глазах наиболее динамичной части общества. Заняв оборонительную позицию, режим теряет способность к модернизации, становится все более жестким. Власть оказалась перед трудным выбором: либерализация лишит нынешних правителей монополии на власть, дальнейшие репрессии приведут к еще более активному сокращению общественной поддержки».

Вот так экономические проблемы уперлись в состояние общественных отношений, и этот узел власть на всех уровнях принципиально не в состоянии разрешить, что видно из приведенных примеров. Поэтому при этой власти никакие Планы – ни стратегические, ни тактические – не могут бытьа не то, что реализованы, они в реалистическом формате не могут придти даже в головы властителей. Им бы разобраться между собой – кто больше наворовал, да кто кому при этом что-то прищемил… Отсюда и бесконечная «борьба с коррупцией», да потешные сообщения о том или ином «деле» или деятеле, схваченном за руки.

Так что же, План развития – это вообще блеф, призванный лишь продемонстрировать намерения, служащий инструментом распределения бюджетных средств в пользу ангажированных исполнителей, маскировка для расхищения этих средств (способов тому уйма и это отдельная тема) да и … повод для констатации того, что не было исполнено? Отнюдь. Тем более что План развития – это еще не Стратегический план, а лишь его часть. Часть, которая может совпадать по времени с действием Плана, может быть и короче, а может и выходить за его пределы.

Но любой позитивный сценарий развития просто не существует без проработки его – сценария – в виде Стратегического плана. И позитивные «сценарии» дальнейшего существования (сказать «развития» – язык не поворачивается) нашего общества имеются. По мнению другой экспертной группы – Кудрина (КГИ), Россия «сумеет переломить опасные тенденции», и эта точка зрения опирается на необходимость соответствующей стратегии. Правда, этот рецепт при нынешней власти скорее теоретический. «Для этого власти следует покончить с конфронтационной риторикой в отношении «рассерженного меньшинства», отказаться от репрессий в отношении наиболее активной части гражданского общества. Наконец, «направить «кнуты и пряники», адресуемые элитам, не столько на поддержание лояльности, сколько на поощрение эффективности и избавление от неэффективных и коррумпированных управленцев». Это позволит сформулировать новый «общественный договор», который сделает возможным реформирование политической системы и экономики», – убеждены авторы доклада.

Но этот рецепт похож на совет высечь самих себя или отрубить себе «берущую» руку. Способна на это нынешняя власть? Я сомневаюсь. Так же, как сомневаюсь в ее способности «предложить обществу честную и понятную стратегию социально-экономического развития». Сама по себе необходимость «стратегии социально-экономического развития» не вызывает сомнений. Этот инструмент использовался и используется всеми странам, добившимися промышленного и социально-культурного подъема. Другой известный и опробованный в нашей стране способ – волюнтаристский, типа «пятилетку в четыре года» – страна вряд ли осилит.

А что оно такое – «стратегия социально-экономического развития», оформленная в виде Стратегического плана развития, и чем она отличается от пятилетних планов – отдельный разговор. И разговор не на пустом месте – опыт разработки такого Плана у области имеется. Так же как и отрицательный результат его реализации. Почему хорошее начинание в наших условиях обернулось неудачей – также отдельная тема.

И об этом стоит поговорить. Но – в следующий раз.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=31032013190251&oldnumber=655