"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (656) от 04.04.2013

Худсовет

Хористки и антрепренеры Антоши Чехонте

Елена АНДРЕЕВА

1 апреля в  театре драмы, музыки и поэзии «Балаганчик» давали спектакль «Невидимые миру слезы» по рассказам Антоши Чехонте. Что ж, выбор для первоапрельского Дня смеха, или, как еще иногда его называют, Дня дурака, в общем-то, наверное, не случаен.

Тех, кто впервые попал в «Балаганчик», наверное, весьма удивит, скажем так, несоответствие названия внутреннему интерьеру. Черные занавеси и стены совсем не вяжутся с представлением о веселье, шутках, смехе – всем тем, что олицетворяет в нашем понимании маленький театрик, переезжающий с места на место. Поскольку мы попали в театр в так называемый День смеха, то, кроме черного юмора Ионеску и Хармса, на ум как-то ничего не приходит. Хотя грустная ирония Чехова,в принципе, может также вписаться в этот ряд. Настроение для нового зрителя, будем считать, создано.

В основу спектакля режиссера Елены Смирновой «Невидимые миру слезы» легли пять ранних коротких рассказов Чехова: «Длинный язык», «Хористка», «Последняя Могиканша», «Антрепренер под диваном» и «Невидимые миру слезы».

Надо отдать должное режиссеру, выстроившему на маленьком сценическом пятачке с минимумом декораций удивительно точный мирок чеховских героев. Персонажи и истории Чехова, Шекспира, Мольера, Уайльда, написанные сотни лет, назад не потеряли своей актуальности и сегодня. Настоящие страсти и мелкие страстишки, адюльтеры, мужья-подкаблучники и показное «счастливое» супружество – все это было в прошлом, есть в настоящем и, наверное, останется в будущем.

Молоденькая женушка, случайно проболтавшаяся муженьку об амурах на отдыхе; обманутая наивная хористочка; забитый и зашуганный властной супружницей муж… Ситуации, в которые попадают персонажи или уже находятся в них, с одной стороны, комичны, но, в то же время, они сами или люди, оказавшиеся волей судьбы втянутыми в эти ситуации, вызывают сочувствие и порой даже жалость.

Оказавшийся в довольно щекотливой ситуации, антрепренер Индюков (В. Смирнов) обещает артисточке Дольской-Кучумовой (Н. Суматохина) «золотые горы» – прибавку к жалованию и бенефисы. Но, лишь «гроза» проходит мимо, тут же забывает обо всем. Знакомо, не правда ли?

Федор Акимович Ребротесов (Ю. Лапшин) приглашает на ночь глядя друзей, пообещав хороший обед. И что прикажете делать второй половине? Ведь нужно же соблюдать приличия и играть роль радушной хозяйки, что и делает, скрепя сердце, Марья Петровна (Е. Смирнова).

Как в калейдоскопе, сменяют друг друга сцены и рассказы. Чеховская краткость четко выдержана режиссером и по ритму спектакля и по его продолжительности. В представление, длящееся чуть более часа, «вписаны» пять произведений, объединенных одной общей темой – типичная жизнь среднего человека, в которой нет места бушующим страстям – все меленько, а порой и подленько.

Надо отдать должное и небольшому коллективу театра, справившемуся с этой задачей, ведь некоторые артисты были заняты не в одном «рассказе», Елене Смирновой, Наталье Суматохиной, Михаилу Юдину, Юрию Лапшину и Владимиру Смирнову приходилось выходить на сцену по два-три раза, меняя образы и характеры. Несказанно хорош был дуэт Ирины Коротковой в роли властной Олимпиады Хлыкиной и Михаила Юдина, сыгравшего ее мужа. Контраст был не только в характерах, но и чисто внешний – статная высокая Олимпиада, как скала, олицетворяющая незыблемые устои и правила, в которые она верит и которым подчиняется, и невысокий, полненький Хлыков – подкаблучник, лишенный права голоса и собственного мнения, боготворящий супругу-тирана. Комичная и одновременно трагичная пара.

Первое знакомство с «Балаганчиком» оказалось на редкость удачным и приятным. Правда, хорошие впечатления от спектакля были омрачены почти полным отсутствием зрителей. А жаль, Чехов в «Балаганчике» был действительно хорош.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5042013232105&oldnumber=656