"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (657) от 11.04.2013

Угол Зрения

Плюсы и минусы Стратегии развития

Юрий ЧЕРНЫШОВ

«А что оно такое – «Стратегия социально-экономического развития», оформленная в виде Стратегического Плана развития, и чем она отличается от пятилетних планов – отдельный разговор. И разговор не на пустом месте – опыт разработки такого Плана у области имеется. Так же, как и отрицательный результат его реализации. Почему хорошее начинание в наших условиях обернулось неудачей – также отдельная тема. И об этом стоит поговорить. Но – в следующий раз».

Так заканчивалась моя статья «Без руля и без ветрил» в № 11 (655) газеты «Богатей». «Следующий раз» настал сегодня. Концентрированно содержание той статьи можно выразить строками доклада известного исследовательского Центра Карнеги, также приведенными в той статье: «Власти уже не могут предложить заслуживающий внимания план развития общества, не то что воплотить его в жизнь… Владимир Путин потерял легитимность в глазах наиболее динамичной части общества. Заняв оборонительную позицию, режим теряет способность к модернизации, становится все более жестким. Власть оказалась перед трудным выбором: либерализация лишит нынешних правителей монополии на власть, дальнейшие репрессии приведут к еще более активному сокращению общественной поддержки».

Так что же, констатация того факта, что «власти уже не могут предложить… план развития общества», относится ко всем буквально регионам? И Саратовскую область в этом смысле ждет полный крах, под которым понимается банкротство области и введение в ней «кризисного управления» или раздел между более успешными окружающими областями? То есть того исхода, который предрекают все аналитики, и даже сам губернатор говорит как о реальной угрозе, которую следует ликвидировать. Скажем прямо: если все будет идти так, как идет, то подобное состояние может наступить. А вот крайние административные меры, типа раздела, скорее всего, не осуществятся. Часть долгов спишут, часть переструктурируют, да на том все и остановится. Окончательно! Если иметь в виду развитие.

И иного не дано?

Попробуем представить фантастическую ситуацию. Область получила статус Независимой Республики «Саратовское Поволжье». С правом установления дипломатических отношений, полностью независимым бюджетом и т. д. Ну разве что необходимо было бы делать финансовые отчисления в РФ на обеспечение внешней обороны (внутри СП можно было бы обойтись без армии). Словом, стала саратовщина государством в государстве. Эдакий Ватикан на Волге. Каков бы мог быть уровень жизни этого немалого – 100 тыс. кв. км. – государства? А именно такова была площадь Германской Демократической Республики (ГДР).

Представим также, что новая жизнь началась бы с нулевого баланса: долги области списаны, накоплений финансовых нет, промышленность в основном разорена, сельское хозяйство… сами знаете, какое оно – сельское хозяйство. Экспорт – смешно говорить, импорт – практически все… Смогла бы область выжить? Полагаете, что только с глубокого саратовского похмелья можно ответить положительно? Однако есть исторический пример, когда с подобного все начиналось и в настоящее время представляет пример возможности невозможно. Я напоминаю о послевоенной Западной Германии, Плане Людвига Эрхарда, его реализации и результате.

Впрочем, результат хорошо известен – уровень жизни в Западной Германии стал вскоре таким, что немцы из Восточной Германии десятками тысяч стали перебираться в Западную Германию. И не надо кивать, что все дело было в помощи американцев. Мы тоже помогали Восточной Германии. Но результаты оказались весьма разными. Да и подлинный перелом начался не благодаря помощи США, а совсем с иной отправной точки.

Вот как это происходило. 20 июня 1948 года немцы, проживавшие в западных зонах оккупации, получили на руки по 40 марок нового образца. Позднее к ним добавили еще по 20 марок. При соотношении 6,5 новых марок за 100 старых это составило чуть более 900 старых марок. Пенсии и заработная плата подлежали выплате в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина позже обменивалась в соотношении 1:20. Денежные обязательства предприятий пересчитывались в соотношении 1:10. Предприятия получили наличность только для выплаты первой зарплаты. В дальнейшем они должны были обеспечивать свои потребности за счет сбыта своей продукции. Обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались. Круто? Да. Но это пример, ставший классикой выхода из банкротства. Даже много худшего, чем то, в преддверии которого находится Саратовская область. Конечно, это только пример, иллюстрирующий возможность существования отдельно взятого региона в качестве независимого анклава, если бы такое произошло сейчас. Но и пример, показывающий то, что даже из самых трудных экономических ситуаций можно выйти и получить импульс к развитию благодаря детально продуманному всеохватывающему плану. Такой План и называется Стратегическим. Еще раз – всеохватывающий и детально продуманный.

Что было, то было. И нет ничего

Есть ли такой у Саратовской области на пороге банкротства? Думает ли кто-то в правительстве о таковом? Способны ли кадры, сегодня составляющие правительство области, на планирование вообще, не говоря уже о планировании Стратегическом? Вот три вопроса – сложные и разные. Ответ один, простой, как правда: нет! Или тоже три, если хочется: нет, нет и нет! А почему – вот четвертый вопрос, единственный, на который сегодня можно дать ответ.

Но сначала о том, что представлял первый опыт сотворения такого Плана в Саратовской области в 2000 году. В виде рабочего документа – это небольшая по размеру брошюрка в сотню страниц (было и больше по формату демонстрационное издание, но суть не в этом). Содержание Плана в общих установках перекликается с «Посланием президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу Казахстана 1997 года» (60 страничек). А оно на первых же страницах провозглашает: «Хорошо разработанный стратегический план фокусирует, дисциплинирует и способствует» (выделено в тексте Послания). И оба плана начинаются с провозглашения миссии своего региона: их – страны, наш – области. Оба плана содержат сходные разделы. «Долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализации». 7 – у Казахстана, 7 – сходных по названиям – в Саратовском.

Но если казахстанский План акцентировал главное внимание на задачах укрепления государства, то наш, учитывая региональную его специфику, Стратегией 1 называл: «Развитие человеческого капитала. Инвестирование в формирование образовательного, культурного, духовного потенциалов жителей области». Страшно даже подумать, что за прошедшие 13 лет сотворено с этими потенциалами, насколько они ущемлены и сколько при этом награблено из них же!

Последние стратегические цели Плана Казахстана и Саратовской области схожи. Замечательно обозначена Стратегическая цель в Казахстанском Плане: «Профессиональное государство, ограниченное до основных функций»! Ограниченное! У нас формулировка более «задушевная»: «Совершенствование государственного устройства области и местного самоуправления». А до чего мы доусовершенствовались, каждый может судить сам. Восторгов пока не слышно.

Чего и почему они не могут?

Вся проблема не в том, как можно подумать, что Стратегическое планирование, при всей структурной простоте, требует множества расчетов. Их может сделать группа квалифицированных экономистов (а если таких не находится, то чем занимается наш Экономический университет, кроме ляпов, наподобие диссертации известного помощника всесильного Володина?).

Дело даже не в том, что такое планирование требует не только расчетов, но и, если угодно, полета фантазии на грани предвидения. Худо-бедно десяток-полтора толковых и раскрепощенных умов в области наверняка найдутся – был бы брошен клич. Самая большая проблема – отыскать энтузиаста, который эту махину – План – потянет. Председателя Стратоблплана. Такого, какой нашелся тогда, в 1999–2000 году, – Александр Степанов. Но даже если бы нашелся таковой, необходим еще сильный, волевой, прозорливый администратор, смотрящий не только вдаль и вширь, но и вглубь.

Последнее – смотреть вглубь – это то, чего, на мой взгляд, не хватило губернатору Дмитрию Аяцкову. Смотреть вдаль – это собрать квалифицированных энтузиастов (это у него и Степанова получилось), создать им протежирующие условия для работы (и это худо-бедно удалось). Смотреть вширь – это обеспечить широкое продвижение проекта в актив гражданского общества – и это почти удалось в областном центре: Общественный Договор был подписан «в пакете» со Стратегическим Планом.

Далее дело забуксовало. Продвижение в общественные и административные круги на уровне районов удалось осуществить в очень ограниченном масштабе. Оно состоялось только в двух районах – Красноармейском и Аткарском, где так же нашлись энтузиасты и поддержавшие их администраторы. Что, кстати, говорит о скудости качественных управляющих резервов с современным мышлением, которое только и может быть стратегическим.

Но, надо сказать, опыт этих двух районов был очень обнадеживающим. В Аткарске, например, План района обсуждали на народном сходе в присутствии даже местного священника. И глава района не от депутатов отмахивался, как от назойливых мух, а перед народом стоял и на вопросы-запросы людей, кстати, – по содержанию своего районного Плана, – отвечал. И могу заметить, многое из того, что твердо главой на сходе было обещано, он выполнил – иначе все женщины райцентра стали бы ему попадаться с пустыми ведрами.

Но на этой стадии, которую развивать бы да развивать, взгляд регионального энтузиаста, губернатора области Дмитрия Аяцкова, направленный пока только вширь, потух. Будто вторглась в сознание мысль: политическая цель достигнута, а остальное может остаться на уровне блефа.

А идти вглубь означало, что надо создавать Стратегическую плановую структуру. Отделы в районах с полномочными представителями правительства области при них (чтобы «комиссарили», пока не будет отлажен механизм действия до автоматизма). С отработкой механизма «индикативного планирования», корректируемого ежегодно по итогам исполнения предыдущих индикаторов, установленных на соответствующий срок и т. д. Чем, собственно, Стратегический План отличается в главном от привычных некогда пятилетних планов с жестко заданными параметрами-достижениями.

Забираться глубже в механизм реализации Стратегического плана (реализации, а не демонстрационного показа) не станем. Главный вывод понятен: Стратегический План без механизма контроля и учета так же отличается от такового при наличии оных, как танки на параде от танков в бою. Прав был, однако, тов. В. Ленин-Ульянов, когда говорил: «Контроль и учет, – вот что необходимо для победы нового общественного строя»! Заметьте, он не сказал: «социалистического» строя». Поскольку рецепт универсален при любой погоде и при любом строе! Он, однако, исчез сегодня напрочь в связи с заменой его рецептом для всех обустройств в виде всеобщей коррупции во всех ее формах, заменившей и контроль, и учет. А План, если он и есть, то, разве что, план по отлавливанию мздоимцев и прохиндеев. Что-то вроде планов ЧК. А это значит, – быть беде. Которая, как известно, не приходит одна.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15042013103040&oldnumber=657