"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (657) от 11.04.2013

Книжная Полка

Лиха беда – вторая книга

Л. Ю.

4 апреля в музее К.А. Федина состоялась презентация Книги журналиста Юрия Чернышова «Красноводск: узлы и волны истории». Это уже вторая книга автора, в названии которой присутствует имя города Красноводск. Первая книга – «Красноводск и последний колониальный поход России» – была презентована в июне 2012 года в этом же музее.

Предъявление пилотного выпуска второй книги сопровождалось ее «визуализацией» – слайд-презентацией. Это – вторая книга автора из серии. Книга намечает становление серии, посвященной «последнему колониальному походу России». Об этом говорит и такой штрих, как то, что вторая книга явилась, по-сути, первой частью блока из двух книг. Следующая из них, то есть уже третья по счету книга, также подготовлена к изданию. Предисловия к презентуемой и к следуюшей книгам, как и к первой книге автора, написаны профессором кафедры социальных коммуникаций Поволжского института управления РАНХиГС им. П.А. Столыпина Тамарой Фокиной.

На презентации присутствовали представители туркменской диаспоры в Саратове. Публика тепло встретила предъявление новой книги Юрия Чернышова.

Город Красноводск, родина автора, был основан в 1869 году в качестве опорного пункта на пути продвижения в Среднюю Азию русским военным десантом под командованием полковника Столетова, участника Крымской войны и одного из будущих героев русско-турецкой войны 1877–1878 гг. за освобождение Болгарии от турецкого ига. А за 10 лет до этого события пустынные еще берега залива, позже названного именем русского исследователя этих мест Николая Муравьева, вошедшего в историю под именем Муравьева-Карского, посетил будущий саратовский губернатор Николай Галкин-Врасский (Враской). Ему, в частности, принадлежат первые, известные сегодня два рисунка берега, где впоследствии вырос город. И хотя после образования самостоятельного государства Туркменистан город был переименован в Туркменбаши в честь первого президента страны, автор книги называет город так, как он назывался в описываемый период.

Книга «Красноводск: узлы и волны истории» состоит из трех относительно самостоятельных глав, каждая из которых и являет собой и «узел», и «волну» истории. Главным узлом, где завязался последний колониальный поход России, стал город, получивший впоследствии титул «Ворота в Среднюю Азию». А волнами, очевидно, явились события, порожденные самим намерением России «идти на восток». Об этих процессах и повествуют две первые главы новой книги «Нелегкий путь к «воротам» и «Открытие замкА ворот в Среднюю Азию».

Первая глава отдает дань памяти почти забытым героям периода присоединения территории Туркмении к России. В ней также уделено большое внимание участию в эпопее американского журналиста Януария Алоизия Мак-Гахана, подружившегося в Хивинском походе со Скобелевым. Путь Мак-Гахана, догоняющего русскую армию, пролегал через Саратов и далее по немецким колониям левобережья Волги. Описание этих территорий, вошедшее в книгу Мак-Гахана «Военные действия на Оксусе и падение Хивы», одно из самых полных, известных сегодня. Это – еще один крупный штрих, подчеркивающий историческую связь Земли саратовской с событиями в далекой Туркмении. Приложением к книге Мак-Гахана явилась великолепная карта Туркмении с обозначением на ней пути Мак-Гахана и маршрутов движения всех отрядов русских войск, включая маршрут движения Красноводского отряда, не дошедшего до Хивы. В определенной степени составление и появление этой карты остается загадкой до сих пор. Есть предположение, что ее использовал Скобелев при «открытии замкА ворот в Среднюю Азию» – при штурме в январе 1881 года последнего оплота туркменского племени прикопетдагских текинцев – Геок-Тепе. Эта карта приводится в книге в виде приложения. Возможно, что это второй после 1875 года случай публикации карты «by Maс-Gahan» в российском книжном издании. Рассказ о Мак-Гахане составил относительно самостоятельный, «ризомный» раздел в инставрации истории последнего колониального похода России.

Дружба Мак-Гахана со Скобелевым продолжилась и во время Балканской войны. Мак-Гахан, посетивший Болгарию и описавший зверства турок по отношению к мирному населению Болгарии, сыграл огромную роль в формировании общественного мнения в Европе, благоприятного по отношению к России. Он же стал и непосредственным участником этой войны, по завершению которой, уже во время переговоров о мире, скончался в Стамбуле. На надгробном памятнике Мак-Гахану, установленном на его могиле в Нью-Лексингтоне (США), имеется сдержанная, но многозначительная надпись: «Освободителю Болгарии». В честь Януария Мак-Гахана названы улицы и площади в Софии, Пловдиве и других городах Болгарии. Создан Американо-болгарский фонд Мак-Гахана (The Mac-Gahan American Bulgarian Foundation), который ежегодно организует Фестиваль Мак-Гахана в Нью-Лексингтоне.

«Скобелевская» линия в книге является одной из самых насыщенных и, пожалуй, самой философичной, наиболее всего побуждающей к размышлениям и углублению в историческую ретроспективу. Читатель узнает о редких публикациях российской и зарубежной прессы, посвященных российскому проникновению в Среднюю Азию и, особенно, немыслимому, казалось бы, строительству железной дороги в пустынных условиях. Думается, любителям истории доставят удовольствие иллюстрации, посвященные описываемым событиям – редкие картины, этюды, эскизы известных художников того времени: Василия Верещагина, Николая Каразина, Павла Пясецкого, Ильи Репина, Кузьмы Петрова-Водкина, Франциска Рубо. А также включенные в книгу в качестве литературных иллюстраций большими объемами тексты публикаций Александра Верещагина, брата знаменитого художника Василия Верещагина, Федора Достоевского, самого Дмитрия Скобелева, Степана Барановского да и других, ныне малоизвестных авторов. Тех, кто посвятил свои произведения выдающемуся свершению – строительству Средне-Азиатской железной дороги, да и другим сторонам значительного исторического процесса – присоединению к России Средней Азии и Туркмении и роли российского города на Каспийском море – Красноводска – в этой эпопее.

Третья глава – специфический узел исторических взаимоотношений. Она описывает конфессиональные отношения в этом небольшом, но очень насыщенном религиозными событиями «узле» истории. В нее включены, похоже, все известные сегодня сведения о конфессиональной жизни города, а также «волны» конфессиональных событий, их отражения и интерференции с другими крупными историческими событиями. Видимо эта глава может служить своеобразным справочником по конфессиональным отношениям, возникшим в относящимся к Красноводскеу.

Рисунок на обложке книги, составленный из рисунков к этой главе, является своеобразным акцентом всей книги. Он выглядит как два соединенных религиозных сооружения на фоне Красноводска – новая мечеть и наклонившаяся, будто погружающаяся в море, как тонущий корабль, православная церковь. В книге воссоздана, «инставрирована», история этой исторической церкви, в которой крещен сам автор. И к созданию которой, а затем к ее спасению после землетрясения 1895 года, оказались причастны такие известные личности, как архитектор, академик, друг саратовского художника Петрова-Водкина Л. Урлауб и будущий адмирал С.О. Макаров. Не удивительно, что нынешний священник этой единственной православной церкви Красноводска отец Александр прислал автору благодарность и благословление за восстановление истории церкви.

Точно так же восстановлена история строительства армянской церкви в городе и описан культурно-исторический пласт армянской истории в связи с заметной ролью армянской общины в Красноводске. Отдано должное и взаимоотношениям власти с исламом, исповедуемым коренным населением – туркменами. Отмечено проникновение католицизма и некоторая загадочность строительства первой церкви в городе, связанная с этим проникновением процессом. Большим разделом этой главы стал опубликованный ранее очерк «Русские ветви еврейского героизма», написанный в соавторстве с бывшим красноводчаниным Ю. Астанским, живущим ныне в Израиле. Конфессиональные нити этой истории уходят в Бухару, Астрахань, Израиль, а также в Саратов, что снова исторически соединяет Саратов и Красноводск.

Собственно, этим очерком несколько неожиданно завершается Книга II: «Узлы и волны истории», тем самым как бы намечая продолжение цикла «Красноводск и последний колониальный поход России». Как сообщил автор на презентации, следующая книга, то есть продолжение эпопеи, уже подготовлена к печати и передается в издательство. И есть надежда, что через короткое время состоится очередная презентация, посвященная этому историческому циклу.

Участники состоявшегося мероприятия уже в неофициальной части в дружеском общении похвально отозвались и о других особенностях книги. Так, Тамара Фокина обратила внимание на то, что не удалось сделать в ходе презентации: насыщенность книги невероятным количеством рисунков, карт, схем, фотографий в тексте, во внутренних цветных вкладках и в приложении (их 55 в цветных вкладках плюс несколько на форзацах и в двойном формате в приложениях и около 105 в тексте). Что, впрочем, отличает и первую книгу. И эта форма изложения материала, без которой, как полагает автор, немыслима полноценная инставрация, – то есть «разглаживание», отряхивание, «очистка» исторической канвы, будет использована в еще большем объеме в Книге III.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15042013103325&oldnumber=657