"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (657) от 11.04.2013

Пресс-Клуб

Современный «Риенци»

Елена АНДРЕЕВА

Театральный сезон близится к концу, анонсированные в его начале спектакли уже увидели сцену и нашли своего зрителя. Поскольку совсем скоро нам предстоит очередной Собиновский, то ближайшая премьера вагнеровского «Риенцы» довольно удачно вписывается и в фестиваль, и в юбилейный год композитора.

Над постановкой «Риенцы» работает петербуржец Алексей Степанюк, уже знакомый с труппой нашего театра по спектаклю «Мадам Баттерфляй». Видимо, и имя Степанюка, и редко исполняемое на оперной сцене произведение Вагнера не оставили равнодушными местную прессу – как пишущую, так и снимающую. О том, что ждет саратовцев на ближайшей премьере, рассказали худрук театра Леонид Кочнев и режиссер-постановщик Алексей Степанюк на созванной по этому случаю пресс-конференции.

Надо ли говорить, что оперы Вагнера на российской сцене не частые гости. В саратовском театре, по словам Юрия Кочнева, весьма удачной была постановка «Лоэнгрина», в отличие от «Тангейзера» продержавшегося всего пару сезонов. «Риенцы» же на российской сцене ставился лишь дважды – в 1879 году, при жизни композитора, в Мариинке, и в 1923 году опера была поставлена в двух театрах – «Свободная опера Зимина» (г. Москва) и ГАТОБ (Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова); правда, и тогда она продержалась недолго.

По мнению Алексея Степанюка, возможно, «спектакль будет у кого-то вызывать сильный протест, а у кого-то сильное признание, потому что он слишком радикальный». Степанюк признался, что, за исключением «Каретникова», жанровые вещи он не делал и точно определить жанр постановки затрудняется. Судя по всему, нас ждет несколько необычное прочтение материала, во всяком случае, классических римских декораций и костюмов мы уж точно не увидим.

Тем не менее, судя по рассказу Алексея Олеговича, весьма нетрадиционно будет решение хора в спектакле, «его местоположение в пространстве, оно может получиться, а может не получиться – такого еще не было, это точно, – заверил режиссер. – Хористы не уходят со сцены, они одеты в серые костюмы чиновников, так называемый «офисный планктон», они появляются во весь рост уже в конце, а до этого их вроде как и нет. Хористы появляются постепенно – сначала головы, потом руки, потом в руках палки, когда начинаются первые победы – пьяная оргия с пиром».

Герой, по мнению режиссера, заслуживает и осуждения, и сожаления. В желании Риенцы и последовавших за этим действиях – перевернуть мир и добиться справедливости – можно проследить параллели с современной действительностью. Вот появляется среди нашего общества такой герой, и вся опера как бы «выстраивается» на таком надрыве – вот еще-еще-еще… Да, Риенцы поддерживает народ, но, как часто бывает, добившись определенной победы, человеку становится этого мало. Отношение сестры Риенцы, которая смотрит на брата с восхищением и любовью, ловя каждое его слово, для режиссера сравнимо, пожалуй, с духовным инцестом. Отвергая все и вся, она в какой-то степени, по мнению Степанюка, становится, леди Макбет.

Вот как описывает режиссер одну из сцен спектакля: «Запах свободы и крови, который пьянит. Сначала Риенцы – просто паренек в бейсболке, потом он в золотом плаще и короне, рядом с ним сестра. Но кончают оба плохо, потому что народ, который сделал его великим, сбрасывает его как сделавшего свое дело – народ сбрасывает трупы, и среди них несчастный трибун Риенцы».

В «Риенцы» Алексей Степанюк обещает продемонстрировать новый прием, не используемый пока еще ни в одном европейском театре, – задействовать видеоряд, чтобы солист всегда был хорошо виден, режиссер считает, – в театре это самое главное. Соответственно на сцене будет особое освещение и несколько операторов, ведущих съемку. Видеоряд будет демонмтрироваться параллельно с происходящим на сцене действом, как эмоционально аккомпанирующий фон.

Опера, как мы помним была написана в пяти частях и при жизни Вагнера постановка «разбивалась» два вечера, представить, что в современных условиях зритель два дня посвятит оперному искусству, весьма сложно, хотя подобный прецедент уже был, правда, на драматической сцене в булгаковском «Мастере и Маргарите». Поэтому вопрос журналистов о том, по какой принципу был купирован музыкальный материал, скорее относился к худруку театра Юрию Кочневу. По мнению Юрия Леонидовича, «купюры сделаны с учетом европейских традиций и выявлены самые основные действенные моменты в сюжете оперы, позволяющие зрителям достаточно внимательно и с неослабевающим напряжением следить за тем, что происходит на сцене».

В настоящее время завершается период оркестровых корректур и освоение музыкального материала. Оркестр работает с большим интересом, считает худрук театра, да и музыка интересная и яркая по своему материалу и может стать весьма увлекательной для зрителей.

Поскольку в «Риенцы» довольно много басовых партий, то в спектакле будет занята вся басовая группа театра, а вот на партию Риенцы, требующую, по мнению Кочнева, «крепкого голоса», все же решено пригласить солиста из Мариинки Мелехова, студента Алексея Степанюка.

Необходимые ресурсы для создания полноценного спектакля у театра есть, считает худрук, – оркестр полностью укомплектован, в последние годы укрепилась группа духовых, а для воплощения партитуры Вагнера состав медной группы очень важен.

Не обошли вниманием представители прессы и вопрос бюджета нового спектакля. Если бюджет «Садко» был около 8 млн рублей, то, по скромным подсчетам Юрия Кочнева, стоимость «Риенцы» «движется в этом же направлении». Столь внушительная сумма связана с серьезными разработками по свету и использованием необычными сценических средств. «Это очень скромно для Мариинки и Большого, – считает Юрий Леонидович, – но мы как-то умудряемся эти вопросы решать скромными средствами».

В заключении добавим, что в новом спектаклем полностью сохранится «команда», работавшая над «Мадам Баттерфляй», и художественное оформление взял на себя москвич Юрий Устинов. Дабы развеять слухи о том, что на сцене появятся киборги, журналистам показали эскизы костюмов и декораций.

Будем надеяться, что картинка и звук сложатся в единое целое и поклонники как Вагнера, так и оперного искусства, не будут разочарованы. Во всяком случае, пока ясно, что нас ждет нечто необычное.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15042013103723&oldnumber=657